В школу придут 3D-принтеры, онлайн-тренеры и роботы со смартфонами

Как новые технологии меняют систему образования? Когда 3D-принтеры и 3D-классы появятся в каждой школе? Стоит ли вузам бояться онлайн-конкурентов? Об этом "РГ" беседует с вице-президентом, директором кластера информационных технологий фонда "Сколково" Игорем Богачевым.

Игорь Вадимович, министерство образования и науки готовит новую нормативную базу: скоро сертификат, полученный за прохождение онлайн-курсов, будет учитываться наравне с очной формой обучения. Стоит ли "реальным" вузам бояться онлайн-конкурентов?

Игорь Богачев: Все ведущие университеты выкладывают лекции и курсы в Сеть бесплатно, они сами - создатели контента. Это мировой тренд. Поэтому о конкуренции речь не идет. Скорее, это интеграция, переход на новый уровень. Недавно начала работу "Национальная платформа открытого образования". Ее курсы основаны на программах российских вузов, проходят экспертизу, они на русском языке. И это не просто запись "говорящих голов" у доски - это мультимедийный продукт с графиками, презентациями, интерактивом. Выполнившие онлайн-программу студенты смогут получить зачет за прослушанные курсы в своих вузах.

В тот же самый день, когда стартовала платформа, мы открыли образовательный клуб "Сколково". У нас есть 13 стартапов, которые делают потрясающие вещи для онлайн-образования. Например, виртуальные лаборатории.

Как они работают?

Игорь Богачев: Многим вузам нужен доступ к оборудованию, станкам, сложным вычислительным комплексам, которые есть, допустим, только в МФТИ или МГУ. И наша программа, к примеру, позволяет запустить двигатель и протестировать его в лаборатории другого вуза, не выходя из-за компьютера. Достаточно открыть браузер и задать параметры эксперимента. Лаборанты на "той стороне экрана" помогают это сделать. Их работа и аренда дорогостоящего оборудования оплачивается. Это позволяет использовать ресурсы максимально эффективно. В виртуальную сеть лабораторий уже объединены десятки вузов.

А в школах что-то подобное есть?

Игорь Богачев: Да. Наши резиденты сделали технологию, которая позволяет школьникам со всего мира вместе вести исследовательскую работу. В прошлом году при поддержке ЮНЕСКО к системе были подключены восемь тысяч учеников в Европе и России. Например, ребята могут измерить уровень шума в Лондоне, Москве, Новосибирске, а потом разработать в команде проект по экологии.

Еще пример: не каждая школа может позволить себе оборудовать класс робототехники. У нас есть стартап, дающий возможность подключаться к робототехнической лаборатории резидента Сколково в режиме онлайн и программировать роботов, управлять ими удаленно. Есть у нас и собственный робототехнический конструктор, который может дать фору "Лего": он значительно дешевле, но по техническому уровню не уступает.

Какой будет техническая начинка в школах через 10-15 лет?

Игорь Богачев: На Западе design & technology - это стандартный школьный предмет, и робототехника - лишь небольшая его часть. С нашими уроками труда мы, конечно, сильно отстали. Детям нужно давать современные прикладные инновационные технологии. Например, те же 3D-принтеры появились уже во многих школах. Думаю, уже через пять лет класс робототехники появится в каждой школе.

Не слишком ли оптимистичный прогноз?

Игорь Богачев: А мы и должны быть оптимистами. Понятно, что в регионах остаются школы, где нет еще ни электронных дневников, ни интерактивных досок. Но вместо сенсорной доски за пять тысяч долларов можно поставить систему в 10 раз дешевле: небольшой проектор и датчик, реагирующий на движение. Пишешь на доске - а изображение автоматически появляется на экране компьютера. Эти технологии доступны. Нужно больше о них говорить.

А 3D-классы, технологии дополненной реальности?

Игорь Богачев: В Сколково они разрабатываются. Простой пример: учитель держит в руках лист со схемой молекулы. Ученик подносит к ней смартфон с включенной камерой, и на экране гаджета эта молекула становится объемной, подвижной, ее можно рассмотреть в разрезе и со всех сторон... Как это работает? Камера смартфона воспринимает специальный маркер на схеме как сигнал, и виртуальное изображение достраивается в реальную картинку. Это могут быть молекулы, броуновское движение, - все что угодно. На таком уроке химии, физики дети точно не заснут. При этом наши резиденты разрабатывают систему, которая позволит учителям, не знакомым с программированием, самим создавать такой контент для уроков.

ключевой вопрос

Значит, бумажные дневники и учебники канут в лету?

Богачев: По своему родительскому опыту знаю: портфель шестиклассника весит 8 килограммов. Если все учебники, рабочие тетради, атласы и т. д. перенести на один планшет, это в буквальном смысле облегчит жизнь ребенку. При этом в Москве многие школы уже полностью отказались от бумажных журналов. Думаю, регионы тоже к этому придут. Если вся страна подключится к одной системе, можно будет собирать любую статистику по успеваемости.

Образовательные приложения должны содержать игровые моменты, иначе ребенка не заинтересовать и не удержать. Например, проект "Якласс" - система онлайн-занятий, где дети решают задачки, соревнуются друг с другом, классами и целыми школами, получают за это баллы и награды, поднимаются в рейтинге. Или программа для изучения английского языка, где главный герой - львенок, о котором нужно заботиться, изучая новые слова. Для ребят постарше ключевым критерием будет не игра, а практическая польза от онлайн-тренинга: сертификат, реальные показатели ЕГЭ. У нас развивается онлайн-платформа, соединяющая лучших педагогов, вузовских профессоров с учениками: они проводят интерактивные семинары, виртуальные лаборатории, дают олимпиадные задачи и тесты. Статистика говорит сама за себя: выпускники, прошедшие такое обучение, сдают ЕГЭ на 27 баллов лучше, чем в среднем по стране.

У педагогов - свои интересы. Они хотят ускорить механизм проверки пройденного материала. И мы им эту возможность даем. К примеру, учитель математики рассылает по почте домашнее задание в системе "Якласс". Для каждого ребенка автоматически формируется свой набор примеров по теме. Ни списать, ни найти ответы в Интернете не получится. Школьник решает их на компьютере. Если на каком-то этапе ошибается, система это отслеживает и раскладывает пример на более простые составляющие (деление, умножение и т. д). В итоге пример решается по частям. Вся статистика с ошибками и правильными ответами поступает на компьютер учителю.

Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Ксения Колесникова