В Германии завершились гастроли театра балета Бориса Эйфмана

Заграничная публика приучена к современным изыскам классической балетной школы. Однако спектакль "Роден" петербургского театра балета Бориса Эйфмана поистине произвел фурор.

Уникальной "скульптурой в танце" назвала постановку газета "Берлинер цайтунг". Несмотря на непростую политическую атмосферу, сложившуюся в последнее время между нашими странами, полные залы во время гастролей в ФРГ показали, что интерес немецких граждан к российской культуре по-прежнему огромен. Поздравить руководителя и солистов труппы с удавшимся спектаклем пришли посол Российской Федерации в ФРГ Владимир Гринин и знаменитый танцор Большого театра Владимир Малахов, долгое время возглавлявший балетную труппу берлинской "Штаатсопер".

- В этом спектакле заложено много философских идей, но главная тема - это та огромная цена, которую платит художник за создание своих шедевров, - объясняет Борис Эйфман. Созданный им театр, которому уже 38 лет, показывает свои спектакли в Америке, Европе, Азии. С каждым годом его популярность растет.

Благодаря мастерству и таланту молодых танцовщиков, найденных не только в Петербурге, но и буквально собранных из разных уголков России и постсоветского пространства, руководителю театра удается убедительно воплотить в танце свои инновационные постановочные идеи. Действо было насыщено высокой театральной динамикой и отличалось нестандартными танцевальными решениями. Декорации, костюмы, постановочные эффекты и музыка гармонично дополняли сценическую работу молодых солистов ансамбля Олега Габышева в роли Родена, Любови Андреевой в роли Камиллы Клодель и Анжелы Прохоровой в роли супруги скульптора Розы Бере.

По словам Олега Габышева, спектакль рождался более года в сложном, кропотливом процессе напряженного поиска танцевальных решений. Любовь Андреева призналась, что этот кропотливый поиск сопровождался необходимостью "перебороть тело для нового языка, новой пластики, новых движений". Однако увлеченность идеей режиссера "помогала победить усталость и идти дальше".

Для Бориса Эйфмана главное в подборе актеров ансамбля - это гармония, сосуществование техники и эмоциональности и умение выразить через тело эмоцию души. Высокие профессиональные критерии должны прилагаться и к музыкальному исполнению.

- В идеале балетные спектакли должны сопровождаться живой музыкой, - признался Борис Эйфман в разговоре с "РГ", - но мир уже привык к тому, что современные компании танцуют под фонограмму. Я полагаю, хорошая запись предпочтительнее, чем плохой оркестр. Поэтому мы используем фонограммы с лучшими вариантами исполнения и сильнейшими дирижерами. Кроме того, существует еще и экономическая составляющая. Сегодня мы не можем позволить себе содержать оркестр и вывозить его на гастроли. Но когда, даст бог, появится Дворец танца, у театра начнется совершенно новая жизнь. Тогда и встанет вопрос об оркестре. Я надеюсь, что это у нас получится.