Второй год подряд мероприятие посвящается реализации Федерального закона о стратегическом планировании. С момента принятия нового документа прошел год, и как заявил статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, сейчас работа по его внедрению в жизнь еще продолжается. Так, в соответствии со 172-ФЗ должна быть разработана Стратегия социально-экономического развития России до 2030 года, учитывающая ключевые риски и направления развития страны на ближайшую перспективу. Планируется, что новый документ будет разработан в 2016 году, а затем до конца будущего года в соответствии с законом необходимо будет обновить все документы стратегического планирования, в том числе в регионах.
- Эта задача выглядит не очень реалистично, - отметил Фомичев. - Она предполагает, что Стратегию необходимо принять в феврале следующего года.
Участники форума не раз заостряли внимание на том, что Министерство финансов РФ разработало долгосрочный бюджетный прогноз до 2030 года, который уже направлен в Государственную Думу. Отвечая на вопрос "РГБ", замминистра финансов Алексей Лавров отметил, что новый документ долгосрочного прогнозирования приобретает особое значение при переходе на ежегодное принятие бюджета. Он также признал, что бюджетный прогноз отличает "лаконичность", хотя основные параметры бюджетной системы он все-таки содержит.
- Предусмотрено снижение дефицита федерального бюджета с нынешних трех процентов до двух в 2017 году и до нуля с 2019 года, - сообщил чиновник.
При этом, по мнению декана факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Алексея Кудрина, бюджетный прогноз, сделанный по сути в отсутствие стратегических решений - ведь Стратегия-2030 еще только разрабатывается - "отражает качество государственного управления и планирования".
Одной из самых обсуждаемых новостей форума стало заявление министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева о возможном повышении пенсионного возраста в России. Кудрин напомнил, что он давно считает эту меру необходимой и относит ее к важнейшим структурным реформам - так же как и "бюджетный маневр", то есть перераспределение расходов внутри бюджетной системы.
- Ежегодно увеличение финансирования за счет федерального бюджета пенсионного обеспечения равняется половине финансирования всего высшего образования страны, - заявил он. - Это примерно 300-350 миллиардов рублей в год в силу изменения демографии и инфляции.
По мнению Кудрина, снизить остроту ситуации поможет поэтапное повышение пенсионного возраста, к примеру, на полгода ежегодно начиная с 2016-го. Увеличение пенсионного возраста в России на один год высвободит примерно 250 миллиардов рублей, что позволит проиндексировать пенсии фактически на уровень инфляции.
Отметим, что в форуме стратегов приняли участие около 1300 делегатов из 54 субъектов РФ и 18 стран мира. Но наиболее четко сформулировал сегодняшнюю проблему планирования член правления Внешэкономбанка Андрей Клепач, который ранее отвечал за макроэкономическое прогнозирование в министерстве экономического развития. По его мнению, в изменившейся экономической реальности необходимо задать себе вопрос, собираемся ли мы вообще выполнять то, что было запланировано ранее, при более благоприятных условиях. К примеру, ранее на решение дорожной инфраструктуры планировалось потратить до триллиона рублей, потому сумма была снижена до 450 миллиардов, а сейчас и этого нет, и срок реализации программы отодвинут формально на 2022 год, а фактически еще дальше.
- Если мы хотим решить несколько крупных инфраструктурных проблем до 2020 года, то нужно либо находить на это деньги, либо отказываться от ранее намеченных планов, - заявил Клепач.