Весной вышел указ президента РФ Владимира Путина "О мерах по реализации госполитики в области образования и науки", согласно которому к 2020 году не менее 75% детей от 5 до 18 лет должны быть вовлечены в досуговые занятия, заниматься во внешкольных кружках и секциях. Именно качество досуга должно повлиять на рост кадрового потенциала, способного привести нас к технологическому лидерству к 2030 году.
Ведущие предприятия страны готовы участвовать в воспитании и взращивании кадров. Проводником идеи, поддержанной президентом, выступило Агентство стратегических инициатив, скоординировав потребности бизнеса и общественности в инициативе "Новая модель системы дополнительного образования детей". Пропагандируя идею вовлечения бизнеса в профподготовку специалистов в нашем регионе, плотно работая совместно с профильными ведомствами, комитетами и учебными заведениями, мы постоянно сталкивались со сложной бюрократической системой "наверху". Вроде бы все стороны готовы работать на благо производства и промышленности региона, но любой шаг - долгая и неповоротливая махина, которую трудно сдвинуть с места.
Когда речь зашла о школьниках, то есть тех самых будущих специалистах, которые потенциально через несколько лет могут оказаться на месте квалифицированных работников, в нашей ассоциации пришли к выводу: работать с кадрами нужно начинать как можно раньше. Еще на этапе получения детьми начального образования. Об этом же говорят и многие современные практические исследования, акцентируя внимание на непрерывном образовании ребенка. К сожалению, зачастую современный ребенок, переступая школьный возраст, оказывается либо не готов к профессиональному самоопределению, либо выбирает "не ту" специальность. В итоге каждый второй россиянин старше 40 лет, имеющий высшее образование, не работает по специальности, полученной в вузе. При этом на одного студента из бюджета расходуется от 40 тыс. до 150 тыс. руб. в год. Таким образом, мы теряем и нужных специалистов, и время упущено.
Отличительная особенность инициативы по построению новой модели системы дополнительного образования детей - не просто выявление и развитие таланта в каждом ребенке в ходе внешкольной работы, но и вовлечение в процесс самих работодателей, которые четко знают и понимают, чего они хотят и как этого добиться. Механизм ГЧП еще важен и тем, что позволяет привлечь в систему дополнительного образования носителей новых технологий. А это партнеры из числа крупных промышленных предприятий, научных школ, компаний, работающих в сфере детского дополнительного образования. С их участием к концу года уже появятся первые детские технопарки, реализующие основные проектные траектории - биотехнологии, лазерные технологии, нанотехнологии, нейротехнологии, космонавтику, авиамоделирование, IT-технологии, энергетику, робототехнику. Пилотными регионами уже выступают Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край, Новосибирская и Московская области. Сейчас проводится обучение преподавательского состава, который и будет работать на пилотных площадках.
На первом этапе, в 2015-2016 годах, бесплатно учиться в технопарках смогут 20 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. И если пилотные проекты полностью реализуются за счет бюджетов субъектов, то в дальнейшем технопарки смогут привлекать частный бизнес. Ведь инвестору не нужно нести капзатрат на здания и сооружения, разрабатывать единые стандарты обучения, "изобретать" программы и обучать преподавателей.
Говоря о специфике программ и выработке интереса со стороны школьников, важно понимать, каким образом мотивировать сегодняшних современных "компьютеризированных" детей. Мы предложили АСИ сформировать пул из специалистов школы и "околошколы", а также профессионалов, уже владеющих подобными методиками работы с людьми. Речь идет прежде всего об эйчарах - представителях тех предприятий, которые будут готовы участвовать в реализации данных проектов. И в данном случае должна сработать мотивация как детей, так и профессионального сообщества.
Опыт показывает, что предприятия во главе с эйчарами уже давно реализуют проекты по привлечению и обучению людей для нужд компаний, вырабатывая собственную методику в работе и учитывая психологические особенности при работе с человеческими ресурсами.
Аналогичный опыт возможно внедрять и в работе со школьниками, учитывая специфику возраста и развития детей. И здесь на помощь эйчарам должны прийти специалисты школы. В совместной работе можно добиться поставленной перед всеми нами цели - достичь технологического прорыва и вернуть лидерство в промышленности и производстве на мировой арене.