- Наличие сопроводительного письма, особенно если оно адаптировано под конкретную вакансию и конкретного работодателя, - это показатель серьезных намерений кандидата и его ответственного подхода к вопросу поиска работы, об уровне офисной культуры, - считает директор по персоналу кадрового холдинга "Профиль" Ирина Царькова. - Оно свидетельствует о вдумчивом изучении информации о вакансии и компании-работодателе, умении презентовать себя профессионально и о том, что кандидат целенаправленно ищет работу, а не рассылает свое резюме всем подряд.
- Сопроводительное письмо должно быть всегда, - полагает территориальный директор агентства Kelly Services Нина Мулева. - Но оно не должно быть длинным или полностью дублировать резюме. Ведь основная его цель - привлечь внимание к резюме и выделить его из общего потока кандидатов. Можно сделать акцент на том, почему именно вы соответствуете вакансии. Например, вы полностью подходите на должность менеджера по продажам, так как у вас есть этот опыт и на предыдущем месте работы вы добились отличных результатов.
Опрос показал, что в практике каждого третьего HR-специалиста были случаи, когда некорректно составленное сопроводительное письмо приводило к отказу от знакомства с резюме. Причины - не только грубые грамматические ошибки, но и несоблюдение правил деловой переписки или грубая лесть.
- Иные письма вообще бывают слишком длинными или бестолковыми - ни о чем, - рассказывает генеральный директор кадрового агентства "Аспект" Людмила Зимина. - Автор пытается рассказать о своей жизни, душевных качествах или необычных увлечениях. И эта информация становится негативной для него: если человек тратит много времени на увлечения, какой из него работник? Такое резюме, скорее всего, будет даже не допущено к конкурсу, я его отложу сразу.
Каким же должно быть сопроводительное письмо? По мнению российских HR-специалистов, оно должно быть коротким, не более 10 строк, выдержано в официально-деловом стиле и лишено эмоциональной окраски. Выигрышным вариантом станет информация о мотивах и причинах заинтересованности соискателя в данной работе, а также пользе, которую он мог бы принести компании.
- Многие пишут стандартную фразу о причинах поиска работы, позаимствованную из Интернета, - говорит Людмила Зимина. - А для меня куда важнее была бы реальная причина смены места работы, а также информация о конкретных навыках или объектах, которые реализовал соискатель, особенно если он узкопрофильный специалист. Даже если он не пройдет конкурс в эту компанию, я отложу его резюме в красную папочку и предложу другую вакансию при первом же удобном случае.
- В целом сопроводительные письма помогают оценить дополнительные компетенции кандидата, в отличие от резюме, которое имеет достаточно жесткий формат, - согласна и Ирина Царькова. - Грамотно составленное письмо с указанием цели поиска работы, сильных и слабых сторон кандидата, а также основных его достижений, значительно экономит время рекрутера при отборе потенциальных кандидатов. А это тоже большой плюс соискателю.