Тренд на масштабную модернизацию основных фондов ЖКХ и повышение эффективности их использования с привлечением частных инвестиций был определен Владимиром Путиным еще в 2013 году. За два с половиной года минстрой, одним из ключевых направлений работы которого на сегодняшний день является модернизация коммунального комплекса, провел колоссальную работу в части формирования нормативно-правовой базы, направленной на создание условий для привлечения частных инвестиций в отрасль (и это учитывая тот факт, что модернизация сферы ЖКХ проходит в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств).
Сегодня взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию, утверждены ключевые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, формирующие новые "правила игры". Минстрой, выступая своего рода арбитром между предприятиями и муниципалитетами, проводит активную работу по внедрению этих правил.
При этом существует ряд проблем, с которыми сталкиваются частные операторы. Первая из них - это платежная дисциплина потребителей. Проблема неплатежей может существенно ухудшить или сделать невозможной реализацию концессионного проекта, снижает объемы инвестиций. "Неплатежи - это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов, - сказал "РГБ" гендиректор УК "Росводоканал" Антон Михальков. - Существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать по заключенному договору. Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юрлицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошеннических действий".
Другой важной проблемой частных операторов является нежелание муниципалитетов трансформировать существующие договоры аренды (которые не до конца формулируют обязанности сторон) в концессионные соглашения в тех регионах, где частные операторы давно и эффективно работают. "До определенного момента не было инструментов и стимулов для заключения концессионных соглашений, сейчас же мы надеемся, что некоторые поправки будут учтены в изменениях к Федеральному закону N 115 и позволят перейти с договоров аренды на концессионные рельсы при четком обозначении обязательств как концессионеров, так и концедентов, - отметил "РГБ" исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко. - При этом очень большое значение необходимо уделять вопросу повышения качества подготовки концессий - публично-правовым образованиям нужно повышать компетенции для подготовки и реализации качественных концессионных проектов в сфере ЖКХ".
На необходимость повышения качества подготовки концессий также обратила внимание исполнительный директор Ассоциации ЖКХ "Развитие" Эржена Дондупова:
- Эффективность концессионного механизма напрямую зависит от качества подготовки конкурсной документации и концессионных соглашений, полноты инвестиционных и эксплуатационных обязательств концессионера при обеспечении гарантированного денежного потока со стороны власти. Сейчас работа по привлечению инвесторов на основе концессионного механизма полностью возложена на муниципалитеты, которые не имеют ни компетенции для подготовки конкурсной документации, ни полномочий для обеспечения гарантий вложенных средств. Целесообразно организовать мониторинг конкурсной документации и концессионных соглашений на соответствие законодательству РФ.
Для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ необходимо также пересмотреть критерии эффективности муниципальных унитарных предприятий, в соответствии с которыми принимается решение о передаче объектов МУПа в концессию. По мнению экспертов, применение методики оценки эффективности МУПов даже с учетом дополнительных критериев не дает понимания действительной эффективности деятельности унитарных предприятий. Кроме того, оценку эффективности МУПов проводят собственники их имущества, муниципалитеты, которые крайне не заинтересованы в признании МУПа неэффективным.
Еще две задачи, которые нуждаются в эффективном решении, - это устранение препятствий на пути проведения концессионных конкурсов (незарегистрированное право собственности на объекты ЖКХ и проблема долгов МУПов), а также обеспечение полной прозрачности проведения концессионных конкурсов, исключающей подтасовку результатов. По словам Антона Михалькова, сегодня проделана работа по внесению изменений в Закон о концессиях, которые касаются возможности передачи в концессию сетей коммунального комплекса, которые не зарегистрированы. В муниципалитетах отсутствует регистрация на большую часть объектов имущества предприятий ВиВ, и проблема решается тяжело в связи с отсутствием средств в бюджетах муниципалитетов. К концессионным конкурсам надо допускать только профессиональных операторов, имеющих многолетний опыт и доказавших свою финансовую состоятельность.