Документ отражает основные тенденции развития федерального законодательства в области экологии, вводит новые для отрасли тарифного регулирования понятия, при этом содержит некоторые положения, которые неоднозначно могут проявиться при реализации экологических проектов ГЧП. Во-первых, государственному регулированию подлежат не цены на услуги регионального оператора и операторов по обращению с ТКО, а только верхний предел таких цен для каждого оператора. Иными словами, операторы осуществляют регулируемые виды деятельности по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы, установленные органом власти субъекта РФ.
Проблема в том, что цены по договорам между операторами и региональным оператором могут быть необоснованно занижены последним. Проект не содержит каких-либо ограничений по минимальному пределу тарифов, что может повлечь возможные злоупотребления со стороны регионального оператора. Для концессионеров это может иметь последствия в части возврата вложенных инвестиций: орган регулирования установит предельный тариф, обеспечивающий возврат всех капитальных вложений в проект, но цена по договору с региональным оператором может быть ниже установленного тарифа, в связи с чем концессионер будет лишен возможности вернуть инвестированный капитал в установленные сроки.
Этот риск также усугубляется тем, что для регионального оператора установлены ограничения по включению отдельных расходов в тариф. Так, в едином тарифе на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку и утилизацию ТКО, что может привести в качестве возможных трендов к снижению цен по договору с операторами (концессионерами) на обработку и утилизацию отходов.
Во-вторых, в проекте говорится всего о двух возможных методах регулирования: метод экономически обоснованных расходов и метод индексации. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) не предусматривается. Вместе с тем прочие регулируемые отрасли ЖКХ и энергетики уже имеют опыт применения этого метода, что значительно повышает инвестиционную привлекательность таких отраслей. Для сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ФЗ "О концессионных соглашениях" выделяет пласт отдельных положений об условиях проведения конкурса, о существенных условиях концессионного соглашения, о показателях деятельности концессионера, которые нацелены на долгосрочную фиксацию параметров тарифа в концессионном соглашении. В частности, если для концессионера определен метод обеспечения доходности инвестированного капитала, в концессионном соглашении должны содержаться такие параметры, как срок окупаемости инвестиций концессионера, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала. В сфере обращения с ТКО, согласно проекту, возможность указания в концессионном соглашении параметров возврата инвестированного капитала является ограниченной. Единственный долгосрочный метод регулирования - метод индексации с долгосрочными параметрами, которые не учитывают капитальные затраты концессионера (базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных расходов). Таким образом, по сравнению с другими сферами ЖКХ регулирование тарифов в области ЖКХ имеет не так много возможностей в части возврата инвестиций.
В-третьих, продолжительность долгосрочного периода регулирования и обязательность установления долгосрочных тарифов на уровне закона и проекта постановления не устанавливается. Наличие ранее в ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" минимального срока долгосрочного периода (не менее трех лет, при установлении долгосрочных тарифов впервые и не менее пяти лет при установлении долгосрочных тарифов в последующем) гарантировало возможность установления тарифов на указанные сроки. Отсутствие установления минимальной продолжительности долгосрочных тарифов может привести к нивелированию института долгосрочных тарифов в сфере обращения отходов.
Проект находится в последней стадии доработки, кроме того, не принят целый ряд нормативно-правовых актов в сфере регулирования тарифов в области обращения с отходами. Общие тенденции развития экологического законодательства продолжают улучшать условия для реализации проектов ГЧП и концессионных соглашений. Большое значение имеет то, что на уровне закона было установлено правило о компенсации в тарифе экономически обоснованных расходов на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечении экономически обоснованного уровня доходности текущей деятельности и инвестированного капитала вне зависимости от избранного метода регулирования цен операторов. При этом в новом документе целесообразно проработать вопросы ограничения минимальных цен по договорам с региональным оператором, установления в качестве возможного метода RAB-регулирования, а также увеличения долгосрочного периода регулирования.
Необходимо дождаться принятия документов правительства РФ и актов субъектов РФ, которые будут более подробно регулировать взаимоотношения (договорные и финансовые) операторов и региональных операторов по обращению с ТКО. Для инвесторов в первую очередь важно, чтобы эти документы учитывали обязательства как частных, так и публичных партнеров в рамках уже существующих и реализуемых концессионных проектов.