По словам директора регионального фонда Дмитрия Шубина, в плане на 2014-2015 годы значились 1069 домов, в том числе 158 объектов культурного наследия. Однако на 16 октября 2015-го отремонтировать удалось чуть более 260 строений, а значит, график выполнен менее чем на треть.
Причин катастрофического положения дел, по мнению Дмитрия Шубина, несколько. Во-первых, низкая активность собственников в принятии решений о сроках работ и их видах. Оказывается, это сделали только в 82 процентах домов, а за остальных граждан задачу выполнили органы местного самоуправления. Те же, кто продемонстрировал сознательность, как правило, требовали комплексных ремонтов, стоимость которых не укладывалась в предусмотренный лимит средств, из-за чего с людьми пришлось вести длительные переговоры о сокращении смет.
Во-вторых, на рынке Ярославской области не нашлось нужного количества проектных организаций, число которых в последние годы резко сократилось. На конкурс их заявилось только семь, что для предложенного объема оказалось крайне недостаточно.
- В результате из 387 видов работ, по которым в 2015 году были заключены договоры на изготовление проектной документации, выполнены только 228. Еще на 159 видов работ договоры расторгнуты из-за срыва сроков исполнения, - сообщил директор фонда. - При этом качество проектов часто оказывалось настолько низким, что подрядчикам постоянно приходилось вносить в них изменения и уточнения.
Однако члены думского комитета посчитали объем невыполненных работ слишком существенным, чтобы полностью объяснить его приведенными аргументами.
- Полтора года назад, принимая региональный закон о капремонте, мы сказали людям, что берем на себя ответственность и все сделаем качественно, - напомнил зампредседателя Думы Павел Исаев. - Но сегодня надо признать, что мы не справились, не смогли правильно организовать процесс.
По словам депутата Алексея Калганова, в Тутаевском районе в 2015 году в очереди было 30 домов, из них ремонт сделан в семи. Причем по двум есть большие претензии, а на остальных подрядчики вообще не приступали к работе. В Рыбинском, со слов члена думского комитета Владимира Беспалько, по 70 процентам договоров подрядчики не вышли на объекты, остальные работы до сих пор идут. Хуже того, примеров безобразной деятельности ремонтников - множество.
- Давайте разберем конкретный пример по улице Советской, 21. Подрядчик выиграл конкурс, разрыл полдвора и исчез. Другой снес перегородки в подъезде и пропал. В итоге капитальный ремонт превратится в аварийный, - констатировал депутат Сергей Шмелев.
В итоге члены комитета признали, что программа капремонтов на 2015 год выполнена до января уже не будет. А там, где работы пока ведутся, непонятно, успеют подрядчики справиться с ними до морозов или нет. Некоторые дома до сих пор стоят без крыш. При этом более половины собранных с жителей средств так и лежит на счетах фонда.
Чтобы выйти из этой ситуации, правительство региона предложило новую концепцию реализации программы капремонта МКД. В частности, применить принцип "не класть все яйца в одну корзину".
- Мы хотим пойти по пути передачи полномочий технического заказчика, который предусмотрен изменениями, вносимыми в Жилищный кодекс, органам местного самоуправления. Они вправе принимать решение о создании на своей территории регионального оператора. Наша программа увязывает все финансовые потоки и накопления внутри них, и есть возможность разделить ее на 20 операторов - по числу муниципальных образований, - заявила зампредседателя правительства Ярославской области Наталья Шапошникова.
Однако, по ее словам, каждая из этих организаций должна будет опять начать всю процедуру с нуля: получить решение собственников о работе через оператора, провести конкурсные действия, включая выбор банка, и так далее. Главам муниципальных образований, которые не захотят пойти по этому пути, будет предложено подписать соглашение о возврате полномочий региональному оператору.
Кроме того, по мнению членов думского комитета по ЖКК, нужно стимулировать собственников жилья к тому, чтобы они не отдавали деньги в "общий котел" фонда, а аккумулировали средства на спецсчетах. Это, конечно, облегчит функционирование структуры по капремонту, потому что тогда ответственность за замену крыш, коммуникаций и прочего во многом будет на самих жильцах.
В конечном итоге депутаты предложили региональному правительству прекратить полномочия нынешнего состава попечительского совета фонда и его руководства и усилить контроль работы тех, кто придет им на смену. А также подумать о дифференциации платы за капремонт для различных категорий граждан, в том числе социально не защищенных.
Впрочем, рассчитывать на то, что ситуация кардинально изменится, вряд ли можно. Без нужного количества проектировщиков и подрядчиков даже самый продвинутый менеджмент будет лишь подсчитывать неотремонтированные к концу года дома и допущенные из-за работы в авральном режиме ошибки.