На инвестиционном форуме Сочи-2015 провели семинар для регионов

До вступления в силу Федерального закона N 224-ФЗ о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве осталось меньше трех месяцев, поэтому первоочередной задачей для субъектов РФ, которые планируют использовать весь спектр партнерства, является грамотная "перенастройка" нормативно-правовой базы и системы управления проектами ГЧП под новые реалии.

Этому вопросу был посвящен практический семинар для регионов, прошедший в ходе Международного инвестиционного форума Сочи-2015.

- Новый федеральный закон - достаточно сложный документ, требующий определенного времени на то, чтобы понять и уяснить, как правильно структурировать проекты на его основе прежде всего на региональном уровне, потому что изначально формирование законодательства в сфере ГЧП - это инициатива, которая исходила от субъектов РФ, - подчеркнул член Экспертного совета Центра развития ГЧП, партнер практики инфраструктуры, энергетики и государственно-частного партнерства Hogan Lovells Александр Долгов.

По словам директора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП минэкономразвития РФ Игоря Коваля, возникновение частной собственности на объект соглашения о ГЧП является базовым положением для нового закона, и именно эта норма в первую очередь отличает закон о ГЧП от госзаказа или закона о концессиях:

- Этот шаг довольно революционный, до этого частные деньги не допускались в российскую инфраструктуру с последующим возникновением частной собственности на стороне частного партнера. Положение является очень важным, поскольку, во-первых, оно гарантирует и фиксирует имущественные права частной стороны на реконструируемый или строящийся объект в рамках соглашения о ГЧП, а во-вторых, позволяет использовать этот объект соглашения о ГЧП как залог для привлечения заемного финансирования. Также при возникновении частной собственности инвестор заинтересован в максимально быстром введении такого объекта в эксплуатацию и в максимально качественном его создании, поскольку этот же инвестор будет являться не только строителем, каковым он являлся бы по схеме госзаказа, но и в последующем будет эксплуатировать этот объект на протяжении долгого времени. Поэтому, безусловно, заинтересованность частной стороны здесь гораздо выше, нежели в госзаказе. Частная собственность - базовая идея нового законодательства.

Законом предусматривается обязательное определение уполномоченных органов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, при этом важную роль играет региональный уполномоченный орган, основная функция которого - проведение оценки эффективности проектов ГЧП и проектов муниципально-частного партнерства на соответствующей территории.

- В течение 180 дней региональный уполномоченный орган оценивает проект, а после этого направляет публичному партнеру заключение об эффективности и сравнительном преимуществе проекта. Этот орган становится таким "сквозным контролером" на всем жизненном цикле проекта - он отслеживает и впоследствии согласует решение о реализации проекта, проводит согласование конкурсной документации. На этапе контроля и мониторинга проектов орган отслеживает достижение заявленных на входе показателей, - разъяснил "РГБ" исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко.

Вступление в силу федерального закона о ГЧП для региональных законов означает, что "любое соглашение о государственно-частном партнерстве, которое планируется заключать после 1 января 2016 года, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, должно в обязательном порядке соответствовать ФЗ о ГЧП", подчеркнул главный референт аппарата фракции "Единая Россия" в Государственной Думе Максим Степанов.

- Если регион считает, что федеральной нормативно-правовой базы достаточно, он может отказаться от регионального законодательства. Также есть другой путь - сохранение региональных законов. Они призваны дополнять, уточнять и, возможно, развивать некоторые положения федерального закона. Также в новом законе прописано положение о том, что соглашения, которые были заключены до вступления в силу ФЗ о ГЧП, продолжают действовать, - подчеркнул Степанов.

Минэкономразвития сейчас активно разрабатывает нормативно-правовые акты во исполнение закона.

- Сразу было понятно, что такой сложный инструмент, как федеральный закон о ГЧП, потребует достаточно детальной трактовки на уровне подзаконных актов. Сейчас минэкономразвития проводит активную работу по их подготовке. К 1 января 2016 года будут разработаны и, я надеюсь, выпущены акты по четырем основным блокам - это акты, регламентирующие подготовку проектов ГЧП, порядок оценки проектов, конкурсные процедуры, а также контроль и мониторинг реализации проектов. Законом установлен определенный переходный период - до 1 июля 2016 года субъекты Федерации должны будут привести региональное законодательство в соответствие с нормами федерального закона. Это очень важно, поэтому к началу следующего года мы надеемся иметь полностью готовую нормативную инфраструктуру, которая позволит регионам формулировать свою внутреннюю законодательную базу, - резюмировал Игорь Коваль.