У населения за последний год сокращаются реальные доходы: Росстат сообщил об их падении на 3,3 процента за январь - сентябрь. Чем меньше могут позволить себе купить россияне, тем труднее производителям поддерживать продажи шуб.
"В то же время в этом сезоне ждать резкого падения или роста цен на меховые изделия не приходится, - полагает президент Союзлегпрома Андрей Разбродин. - Если речь о ширпотребе, то его стоимость повысится минимально. Чем более дорогая шуба, тем еще меньше будет ее удорожание, ведь закупки для премиум-сегмента компании проводят намного реже".
Рачительные люди во всем мире стараются покупать шубу из натурального меха на выходе из сезона, то есть весной. В России в это время начинают действовать высокие скидки, поэтому если поставлена задача сэкономить, но в то же время не остаться без теплой одежды, то лучше покупать шубу именно весной.
"Понятно, что в меховой индустрии есть не только традиционные вещи, но и модные. Тот, кто хочет находиться в тренде и может себе это позволить по финансам, конечно, покупает шубу ближе к началу зимы", - считает Андрей Разбродин.
Два года назад объем импорта на российском рынке изделий из натурального меха достигал 80 процентов, и эти цифры до 2015 года не менялись. "Нынешнее сужение импорта приводит к тому, что до 45 процентов, которые раньше приходились на зарубежных поставщиков, перераспределяются между отечественными производителями, - говорит собеседник "РГ". - Чтобы заместить импорт, нужны дешевые и простые средства".
Отчасти импорт замещается контрафактом, но это не выход: если не пресечь нелегальные поставки из-за рубежа, то рынок может вовсе свалиться в "черноту". Решить проблему поможет маркировка меховых изделий. В рамках Евразийского экономического союза с 1 апреля 2016 года запускается пилотный проект маркировки, и ожидается, что доля контрафакта, которая сейчас достигает 80 - 90 процентов, резко снизится. Такую оценку давал ранее министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
За последние десять лет средняя стоимость женского мехового пальто или дубленки, по данным Росстата, выросла с 18 тысяч рублей до 41,2 тысячи. Мужские шапки из натурального меха (кроме кролика и овчины) дорожали аналогичными темпами: с 2005 по 2015 год такой головной убор вырос в цене с 1,8 тысячи рублей до 5,8 тысячи.
Тем не менее популярность истинно русского зимнего наряда пока держится: к примеру, на Дальнем Востоке из-за высокого курса иностранной валюты вырос интерес к отечественным меховым изделиям. Одна из крупных фабрик, которая сейчас работает в центральной части России, планирует расширить бизнес на Дальний Восток. Предложение у нее щедрое: отечественная шуба из мутона за 12 тысяч рублей, а самые дешевые норковые шубы за 35 тысяч.
Андрей Разбродин считает, что ослабление курса рубля может также привести к увеличению закупок меховых изделий у стран, граничащих с Россией. И это может коснуться не только Дальнего Востока, но и регионов, прилегающих к европейским странам. Так компании будут тратить меньше времени и денег на закупки, к тому же качество таких шуб тоже очень хорошее, резюмирует эксперт.