При введении норм по ТЦО бизнес-сообщество предлагало использовать их только для трансграничных операций, напомнил Андрей Сухов, региональный налоговый менеджер по России, Украине, Каспийскому региону и Пакистану Shell. Однако они были введены и для внутрироссийских сделок. При подготовке Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы (ОННП) Торгово-промышленная палата РФ предлагала отменить контроль ТЦО в отношении сделок, осуществленных между двумя российскими юрлицами. В качестве аргумента палата обращала внимание, что ТЦО между российскими компаниями не влияет на достижение заявленных в ОННП целей, таких как деофшоризация экономики, усиление контроля сделок, влекущих вывод прибыли за пределы РФ. Кроме того, по мнению ТПП применение цен с учетом ТЦО между российскими юрлицами ведет лишь к перераспределению доходов между бюджетами РФ, но не приводит к дополнительным поступлениям. Но при этом существование этих правил требует существенных затрат как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа.
"Есть ли планы по облегчению бремени для налогоплательщиков?" - поинтересовался Андрей Сухов у присутствовавших на конференции представителей ФНС. "Для нас внутрироссийские сделки не представляют такого большого интереса, как внешнеторговые", - отметила Виктория Евтушенко, замначальника отдела управления трансфертного ценообразования ФНС. Кроме того, приняты решения, отчасти облегчающие работу российских компаний. "Минфин признал пороговые значения для внутрироссийских сделок не 1, а 2 млрд руб.", - напомнила Евтушенко. Это означает, что меньшее количество сделок будет признаваться контролируемыми. Кроме того, представитель ФНС сообщила, что налоговая служба в этом вопросе находится на стороне налогоплательщика и заинтересована в отмене ТЦО для внутрироссийских сделок: "Мы сами надеемся, их выведут из под контроля".
О серьезных изменениях в отчетности по ТЦО рассказал Олег Акилбаев, руководитель группы трансфертного ценообразования Орифлейм Косметик. Они связаны с планами ОЭСР по предотвращению размывания налоговой базы и выводу прибыли в низконалоговые юрисдикции. ОЭСР опубликовала окончательные варианты 15 отчетов 5 октября 2015 года, в которых приведены рекомендации ввести изменения в локальное законодательство стран и международные акты для предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения и увода ее в юрисдикции, где не осуществляется или ведется минимальная экономическая деятельность. Россия активно участвует в реализации этого плана действий, в ОННП содержится прогноз о введении в российское законодательство изменений в соответствии с рекомендациями ОЭСР к 2017 году. Для целого ряда стран рекомендации ОЭСР станут актуальны уже в 2016 году. Основное изменение будет связано с введением трехуровневого формата отчетности. "Предоставление документации по ТЦО в трехуровневом формате будет включать в себя мастер-файл, локальный файл и отчет по странам, - говорит Олег Акилбаев. - В результате введения нового формата будет более детально раскрыта информация по группе компаний: где реально осуществляется экономическая деятельность, где находятся бенефициары и собственники по сделкам, каким образом формируется цена". По его словам, хорошо подготовленная документация избавит налогоплательщика от предоставления дополнительной информации в будущем.
Некоторые элементы мастер-файла уже существуют в документации по ТЦО, которую представляют российские компании. "По новым требованиям компания должна предоставлять следующую информацию: описание международной компании, основные драйверы прибыли, основные продукты и услуги, генерирующие более 5% прибыли, основные рынки сбыта, порядок определения стоимости товаров и формирования цен между компаниями группы и политика по ТЦО, которая используется для формирования цен", - перечисляет Акилбаев. В разделе по материальным активам компании будут раскрывать стратегию по созданию материальных активов, структуре владения ими. Также нужно будет раскрыть информацию по местонахождению компаний, которые владеют материальными активами, создают их и управляют ими.
"Локальный файл - основная часть документации, которую мы сейчас предоставляем в налоговый орган", - говорит Акилбаев. Дополнить его, к примеру, предлагается информацией о сотрудниках, которые принимают участие в управлении материнской компанией. Третий вид документации по ТЦО - отчет по странам. Именно им страны будут обмениваться в ходе международного документооборота. При этом каждое государство должно обеспечить безопасность и конфиденциальность передаваемой информации.