Глава балета Ла Скала возглавит балетную труппу Большого театра

В понедельник стало наконец известно: глава балета Ла Скала и экс-шеф Мариинского балета Махарбек Вазиев с марта станет директором балетной труппы Большого театра. Контракт подписан на 5 лет.

Назначение главы балета Большого театра для имиджа страны без преувеличения значит не меньше кадровых перестановок в топе нефтяных гигантов: уникальность и конкурентоспособность российского балета признана целым миром.

Вопрос был актуален еще с января 2013 года, когда прежний балетный шеф Сергей Филин стал жертвой криминального нападения, а затем долго лечился. Дирекция театра вполне этично откладывала решение вопроса сколько могла.

Весной будущего года контракт Филина истекает, здоровье он восстановил, надо было определяться с кандидатами на почетную и хлопотную должность. Генеральный директор Большого Владимир Урин на "Деловом завтраке" в "РГ" заверял, что назовет нового руководителя балета до конца сентября, но его представили только 26 октября на экстренном пресс-брифинге.

Обещанная сенсация состоялась: им стал действующий глава балета знаменитой миланской Ла Скала Махарбек Вазиев.

Вазиев - умный стратег и тактик, умеющий находить общий язык с театральными спонсорами и справляться с амбициями балетных звезд. Выпускник Вагановской петербургской школы и солист Мариинки в течение 13 лет, с 1995 по 2008-й, руководил балетом Мариинского. С ним связан невиданный перестроечный взлет петербургской труппы с поколением звезд уровня Вишневой, Лопаткиной, Захаровой, появление в Мариинке лучших достижений мирового балета ХХ века и продвижение петербургского балета на главные мировые сцены.

После Мариинки его зазвал миланский театр Ла Скала, где балет традиционно на вторых ролях после всемогущей оперы. Вазиев смог не только заговорить по-итальянски, но и воспитал новых звезд, нарастил серьезный репертуар и, что важно, пришел к боевому перемирию со всесильными итальянскими профсоюзами. Надо видеть, с каким трепетом общаются с "каро маэстро" артисты Ла Скала.

Были слухи, что Вазиева хочет видеть в своем руководстве Королевский балет Ковент-Гарден. Так что разговоры о его появлении в Большом, начавшиеся еще при прежней дирекции театра, казались сомнительными. Но невероятное случилось.

Забавно, что российская Республика Северная Осетия - Алания с этим назначением окончательно утвердилась в качестве кузницы кадров музыкального театра. Клуб из Валерия Гергиева (Мариинский), Тугана Сохиева (музыкальный руководитель Большого) и Тимура Зангиева (дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) теперь пополнился Махарбеком Вазиевым.

Сам Вазиев галантно подчеркнул, что многим обязан родному Мариинскому театру, но очень теплые отношения связывают его и с Ла Скала и его нынешним главой Александром Перейрой.

По словам Владимира Урина, Вазиев способен сохранить лучшее, что есть в Большом балете и отодвинуть балласт. Хватит ли ему полномочий? Вазиев амбициозен - иначе не взялся бы. У него мягкая железная рука. А еще у него в комплект к русской балетной школе есть широкий взгляд на мир, который не кончается на Театральной площади