Их полезные траты даже были увеличены за счет дополнительных доходов. Однако последние 5 лет некоторые суммы остаются невостребованными. В 2014 году неизрасходованных денег скопилось почти на треть бюджета. Хотя сегодня как никогда актуальны прорывные идеи, импортозамещение и промышленно-технологическое ноу-хау. Почему так происходит? Этот вопрос был вынесен на совместную коллегию Счетной палаты России и Комитета госконтроля Беларуси, впервые прошедшую в видеорежиме.
Председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова объяснила причину пристального внимания органов финансового контроля к исполнению союзного бюджета, назвав Союзное государство "одной из несущих опор общей архитектуры евразийской интеграции", правовая база которого постоянно совершенствуется. Постоянный комитет Союзного государства принял семь нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс, которые начнут действовать с 1 января. В следующем году также планируют принять и новый порядок разработки и реализации союзных программ. Однако пока не решена важная проблема - это деньги, которые аккумулируются и не работают на экономики наших стран, что в условиях мирового кризиса - непозволительная роскошь. Причем тенденция роста так называемых бюджетных остатков наблюдается с 2011 года, заметила Раиса Саврицкая, заместитель председателя КГК Беларуси. На 1 января 2015 года неиспользованная сумма превысила 1,7 миллиарда российских рублей. Это стало основанием для предложения Комитета госконтроля Беларуси уменьшить отчисления в союзную казну в 2016 году на ту сумму, которая уже есть на счетах, либо зачесть остатки в счет отчислений государств-участников в 2016 году.
Основных виновников кассового неисполнения в 2014 году три: Минсельхозпрод России, Рослесхоз и белорусский "Белнефтехим". Первый затянул старт программы "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура". Из-за низкой исполнительской дисциплины госзаказчика на инновации ушло всего 26% запланированных средств. Программа перенесена на следующий год. Концерн "Белнефтехим" не перечислил необходимую сумму исполнителю программы производства композиционных материалов, матриц и армирующих элементов ОАО "Формаш". И совместная деятельность по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, которую рассчитывали завершить до 2016 года, профинансирована на 19%.
- Такое положение дел, - отметил Александр Жданьков, аудитор Счетной палаты РФ, - во многом определяется несовершенством правовой базы и неэффективным правоприменением, а также отсутствием действенного контроля со стороны государственных заказчиков.
По мнению заместителя Госсекретаря Союзного государства Алексея Кубрина, реализация совместных программ вязнет в согласованиях:
- Пять научно-технических программ общей стоимостью миллиард рублей, которые планировали запустить в 2014 году, перенесены на 2015 год. С 2015 года 13 концепций союзных программ вынуждены отложить на 2016-й. Хотя готовы участники, есть заказчики - высокотехнологичная промышленность. Даже новый порядок разработки и реализации союзных программ с трудом проходит через минфин, потому что там есть важнейший пункт, требующий жестких сроков рассмотрения концептуальных инновационных предложений.
Так, с 2011 года в статусе концепций кочуют 18 новых союзных научно-технических программ, из них только 5 были согласованы к исполнению на 2015 год в... сентябре 2015 года. В 2014 году 38,8% расходов, предусмотренных на год, профинансированы лишь в 4-м квартале. В качестве примера затягивания программ Алексей Кубрин привел проект союзного пловизора. В итоге тепловизионное оборудование, являющееся основой высокоточного вооружения, пришлось срочно делать за счет российского бюджета. А в союзном варианте программу предстоит дорабатывать в урезанном виде. При этом Алексей Кубрин не поддержал инициативу КГК Беларуси о сокращении взносов: "Если мы начнем их сокращать, это приведет к еще большему сворачиванию высокотехнологичных программ, а это угроза импортозамещению и нашему промышленному прогрессу". Татьяна Голикова согласилась с такими аргументами. И предложила при формировании финансового плана посмотреть на реализацию самых проблемных союзных программ: "Если мы увидим наверняка их неэффективность и в старой, и в новой редакции, то тогда можно будет отказать в поддержке".
Кроме программ, в 2014 году при поддержке союзного бюджета состоялось 28 мероприятий на сумму 957,7 миллиона российских рублей. Однако при планировании расходов не было единых требований к оформлению смет, что спровоцировало риски неэффективных трат. Расходы на издательскую деятельность Союзного государства составили 16 миллионов рублей, но почти треть потрачена на издания, не относящиеся к нормативно-правовым документам СГ. Без решения Совмина Союзного государства на территории России учреждена детская газета "Друзья-Сябры", которая обошлась бюджету в 800 тысяч рублей. Всего в ходе проверки исполнения бюджета на 2014 год выявлено нарушений на 3 миллиона 827 тысяч рублей, из которых 160,8 тысячи надлежит вернуть, а 367 тысяч потрачены неэффективно. Порядка 1,8 миллиарда рублей составила просроченная задолженность по ранее предоставленным бюджетным кредитам, которую, судя по всему, придется просто списать как безнадежную.