Документ уже направлен в Госдуму, где на 13 ноября запланировано первое чтение.
По словам Татьяны Голиковой, проблема компенсаций не случайна. Как известно, пенсии будут проиндексированы с 1 февраля 2016 года только на 4 процента, а какой будет вторая индексация, пока никто не знает. Формулировка: все зависит от доходов бюджета за первое полугодие 2016-го, по мнению Татьяны Голиковой, слишком расплывчата.
Тем более если учесть рост числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Уже в первой половине нынешнего года за чертой бедности оказались 21,7 миллиона человек. Такого не наблюдалось с 2006 года, отмечается в заключении Счетной палаты. Поэтому, считает Голикова, не надо дожидаться итогов первого полугодия 2016-го, а сформулировать разные формы компенсаций "на все случаи жизни". Пока, по ее словам, такие варианты не рассматриваются и в бюджете не предусмотрены.
Татьяна Голикова напомнила о компенсациях 1990-х. По пенсиям они действовали пять лет - как раз для того, чтобы не индексировать всем. То есть были нацелены на менее обеспеченных.
Глава Счетной палаты также акцентировала внимание на существующих резервах, то есть на более эффективном отношении к тем деньгам, которые уже запланированы в бюджете. Например, государственные инвестиции сокращаются на 10 процентов, до 849 миллиардов рублей. При этом 160 миллиардов из них "размечены" на необеспеченные стройки. То есть деньги фактически будут стоять, а потом их перераспределят на другие нужды. "Такого рода необеспеченных расходов в бюджете намечено много. И если бы по чуть-чуть от них отщипнуть, то, наверное, не пришлось бы зажимать социальные выплаты. Можно было бы проиндексировать пенсии, как того требует законодательство", - уверена глава Счетной палаты.
И перечислила с десяток бюрократических процедур бюджетного процесса, которые пора упростить или поменять. Например, в данном случае речь идет о накоплении остатков бюджетными учреждениями, о "катастрофических", как выразилась Голикова, суммах авансов (4,2 триллиона рублей), которые из бюджета уходят, а объекты в строй не вводятся. Речь идет и об имущественных взносах в уставные капиталы госкорпораций и госкомпаний.
Голикова рассказала, что Счетная палата предлагала минфину вносить имущественный взнос в госкорпорацию "Агентство кредитных гарантий" частями. "Что по факту? По факту внесено 50 миллиардов рублей, - поясняет Голикова. - Из них в качестве гарантий за 2014 и 2015 годы использованы лишь 13 миллиардов. Остальные деньги "пристроились" в банках".
Считать эффективность использования каждой копейки особенно необходимо в кризисный год, когда спрос на деньги большой, но зачастую, получается, они на экономику не работают, застревая в министерских согласованиях, подчеркнула глава Счетной палаты.
Касается это и субсидий, выделяемых регионам или целым отраслям. В пример Голикова привела меры по стимулированию спроса на автомобильную технику, поддержку сельскохозяйственного машиностроения и малых инновационных предприятий. По ее словам, они до сих пор не сыграли своей роли, потому что дойдут до адресатов только к концу года.
"В минсельхозе по каждой из десятка субсидий выпускается отдельное постановление. И вполне можно оптимизировать эту бюрократию, что зависит от инициативы самого министерства, - отметила Голикова, подчеркнув, что из таких нюансов и складывается бюджет, а "на деталях" можно получить приличный ресурс. Причем как на доходах, так и на расходах.
Глава Счетной палаты посетовала и на нерасторопность законодателей, которые тормозят с принятием поправок в валютное и таможенное законодательство. Доходы бюджета снижаются на десятки миллиардов рублей в год из-за махинаций фирм-однодневок на таможне, возврата ими валютной выручки, левых схем с налогом на добавленную стоимость. К тому же получается, что и брать штрафы не с кого. К тому времени, когда махинации с бюджетными деньгами вскрывает Росфиннадзор, фирм, как правило, уже нет. Разрыв доходит до 500 дней.
Срочные законодательные меры значительно изменили бы расклад финансов в пользу бюджета. Волнует Голикову и ситуация с Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. По ее мнению, с которым, как она сообщила, солидарен глава минфина Антон Силуанов, дополнительные 500 миллиардов рублей к уже запланированным двум триллионам в случае недобора доходов в бюджет тратить будет неразумно. Тем более сейчас в резерве проекта бюджета на 2016 год числятся 342 замороженных миллиарда рублей от накопительных пенсий и 65 антикризисных миллиардов рублей, к которым до конца 2015 года, возможно, добавятся еще 150 миллиардов рублей. Есть в кубышке еще 830 миллиардов рублей, подсчитала Татьяна Голикова.
Словом, можно дефицит бюджета, если потребуется, заместить, не залезая в Резервный фонд. Однако порядок расходования резервов в проекте бюджета отсутствует, поскольку не планируется подготовка "антикризисного плана на 2016 год". Кстати, сокращение средств Резервного фонда и ФНБ к концу 2016 года, по мнению Голиковой, не столь критично.
Она сообщила, что на бюджет могут влиять цены на нефть и курс рубля. Так, если нефть растет на один доллар за баррель, то это приносит 143 миллиарда рублей. А при изменении курса доллара - 96 миллиардов рублей. Впрочем, уточнила Голикова, впрямую так считать нельзя, это чистый, по отдельности, счет в рамках представленного прогноза. А поскольку цена на нефть и курс - это взаимоувязанные показатели, в том числе с другими показателями прогноза, то в жизни результат будет другой.
Голикова также ответила на вопросы журналистов, касающиеся инфляции. По ее словам, есть риски превышения в 2015 году ожидаемой инфляции в 12,2 процента. В Счетной палате близки к прогнозам ЦБ в 12-13 процентов.
На 2016 год прогнозируется почти двукратное снижение инфляции (декабрь к декабрю) до 6,4 процента. "Это очень оптимистичное падение", - прокомментировала Татьяна Голикова. По ее мнению, поскольку уровень инфляционных ожиданий высок, то снижение инфляции не произойдет быстрыми и желаемыми в ЦБ темпами.