Радзиховский: 7 и 4 ноября объединяет антизападный знаменатель

4 ноября празднуется День народного единства.

У этой медали есть две стороны - старая и новая. Старая связана с Днем иконы Казанской Божьей Матери, который отмечался с 1649 г. в честь освобождения Москвы от поляков 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. ополчением Минина и Пожарского, у которых была эта икона. Тут есть много исторических казусов. Например, в честь освобождения Москвы на Красной площади построили Казанский собор, который по приказу Сталина разрушили в 1936 г. Интересна и судьба самой иконы. Ее подлинник хранился в Казанском Богоявленском монастыре, откуда был украден в 1904 г. Вор - Варфоломей Чайкин - драгоценности из оклада продал, а саму икону расколол и сжег. Однако все эти истории, сами по себе интересные (а может и символические), не имеют отношения к новому рождению праздника.

В 2005 г. по решению Думы 4 ноября вновь стали отмечать как общегосударственный праздник - День народного единства. Эту идею высказали в сентябре-октябре 2004 г. - Межрелигиозный совет России, Патриарх Алексий и партия "ЕР". Дума, естественно, проголосовала "за" (фракция КПРФ, естественно, "против"). Так появился этот новый старый праздник. Ясно, что по крайней мере один из мотивов возрождения праздника был в том, чтобы выбить клин клином - 4 ноября против 7 ноября. При сохранении у людей общего "празднично-пищевого рефлекса" условный раздражитель меняется. Вполне понятно, что это не могло понравиться КПРФ, которую лишали "октябрьской ренты" (надо еще помнить, что в 2005-м отношения власти и КПРФ были не так безоблачны, как сейчас).

Новый праздник быстро постарались приватизировать националисты. Наряду с официальными мероприятиями стали проводить свои "Русские марши". Каждый раз у этих "внуков Минина" возникали бОльшие или меньшие проблемы, которые подробно живописали СМИ (от количества "зигующих" до маршрутов шествия и т.д.). Вот к этому вялому, но постоянному скандалу в общем и свелась реакция прессы, которой всегда хочется поклевать хоть чего-то жареного.

Но на самом деле есть в данном празднике и более общий смысл. Праздник народного единства...

По нашей традиции, естественно, встает вопрос - "против кого будем дружить"? Если националисты выворачивают ответ так, что будем заединщиками против таджиков и прочих гастарбайтеров, то исторически ответ разумеется другой. Народное единство в точном смысле против поляков, польских оккупантов, а в более широком смысле - вообще против Запада, западных захватчиков, агрессоров. Будь то поляки, шведы (Карл), французы (Наполеон), немцы (Гитлер). Причем в последних двух случаях точнее говорить про весь Запад - в 1812-м и 1941-м на Россию напали общеевропейские, "западные армии".

Да и вообще - горячее или холодное противостояние с Западом и правда составляло основу государственно-народной самоидентификации России. По крайней мере, начиная с того самого XVII века.

В этом смысле 4 ноября абсолютно ничем не отличалось от 7 ноября. Конечно, Октябрьскую революцию многократно обвиняли (из последних примеров - Солженицын) в "антирусском", "антинациональном" характере. Кто не знает про немецкое золото, евреев-комиссаров, латышских стрелков... Но главное: Марксистский Интернационал - не конспирологическая версия, не подсчет (часто прямо фантастический) "процентов инородцев" в разных советских органах и не прочая "историческая клубничка". Экспорт марксизма - объективный факт. "Призрак бродил по Европе", заплутал и забрел в Россию. Построение Всемирного коммунизма, по переведенным с немецкого чертежам - официальная цель партии коммунистов, поднявшей "весь Мир голодных и рабов". На коммунистическом новоязе "русский национализм" понимался только как "монархический", с ним, как и с Церковью, как со всей старой Россией, велась война не жизнь, а на смерть, без всяких метафор.

Но на самом деле большевистская Революция была самым сильным в истории России АНТИЗАПАДНЫМ движением.

Вот цифры. В 1914-м в Российской империи проживало около 2,5 млн немцев и еще ок. 200 000 чел. из других стран Западной Европы.

В 1926 г. в СССР было 1 238 000 немцев (сейчас их меньше 400 000) и несколько тысяч других европейцев - остальные бежали из коммунистической Утопии. Еще показательней данные по Петербургу, где жила элита Империи. По переписи 1897 г. там было 51 000 (4%) немцев, 4000 шведов, 3300 французов, 2400 англичан. В 1926 г. в Ленинграде немцев 17 000 (менее 1%), а о "разных прочих шведах" говорить нечего - в пределах ошибки измерения. Вполне понятно - предприниматели и специалисты бежали, а "пролетарии всех стран" совершенно не стремились соединяться в СССР. И это уж было не "изгнание поляков из Кремля". Впервые с XVIII века Советская власть установила Железный занавес между Россией и Миром. (Кстати, сам этот термин родился как раз в 1930-е годы).

В первый и последний раз неопределенно-эмоциональные мечтания славянофилов об "особом пути" России обрели стальные мускулы, наполнились предельно четким, ясным и жестким содержанием. Интернационалистская коммунистическая идеология по определению - антибуржуазная, а значит - антизападная! Великий практикующий диалектик Истории Ленин превратил радикально западную идею в радикально антизападную. Россия создала исторический проект цивилизационно альтернативный западному. В России возникла не просто суверенная, но агрессивно-антизападная власть, бросившая максимально-вообразимый вызов Западу - идеологический, экономический, ну и, разумеется, геополитический. Так что 7 и 4 ноября объединяет общий антизападный знаменатель. Других "общенародных единств" найти не удалось.