Эксперт: Проблема бизнеса - слабая защищенность прав собственности

Роль институтов развития в российской экономике существенно возросла. Выросло и их количество и объем выделяемых на программы поддержки денежных средств. Они должны расширить возможности отечественного бизнеса для привлечения средств, развить высокотехнологичные производства, в том числе в рамках программы по импортозамещению. Но их успеху препятствует забюрократизированность, слабая финансовая грамотность предпринимателей (особенно начинающих), отсутствие единой стратегии и четких KPI.

Последние годы государство активно выстраивает самые разные схемы поддержки отечественного бизнеса. В результате создана довольно большая сеть институтов развития от инфраструктурных до инновационных. В сумме они обладают значительной по российским меркам денежной базой. Но этот размах имеет и обратную сторону.

Одна из главных проблем - наличие слишком широких мандатов полномочий и задач, которые зачастую пересекаются между разными институтами развития. Эта ситуация осложняется разной степенью прозрачности, что усложняет для потенциальных получателей поддержки задачу выбора между различными программами поддержки. В результате большинству предпринимателей, особенно пробующих в первый раз получить поддержку на развитие своих инновационных проектов, сложно сориентироваться как в общих мерах поддержки, так и в специализированных, которые направлены на поддержку проектов по отдельным видам экономической деятельности.

Опыт функционирования инновационной инфраструктуры в России показывает, что для успешного развития бизнес-проекта от "идеи" до полноценной рыночной конкурентоспособной компании необходим непрерывный процесс поддержки проекта на всех этапах его жизненного цикла. Достичь его можно только за счет синхронизации мер поддержки между различными институтами развития. В качестве решения можно предложить: по мере приближения к следующей стадии развития проекта предприниматель совместно с текущим институтом развития при его консалтинговой и информационной поддержке может создать "дорожную карту" дальнейшего развития своего бизнес-проекта. Эта мера позволила бы решить задачу с поиском новых проектов для институтов развития, нацеленных на повышение своей собственной эффективности, а также разрабатывать проактивные предложения, ориентированные на конкретные проекты.

Другим ограничителем является фрагментарность рынка и его ненасыщенность. Несмотря на существование достаточного количества точек потенциального роста и развития новых стартапов на базе технопарков, бизнес-инкубаторов, крупных научно-исследовательских центров и институтов, дальнейшее активное развитие во многом сдерживается низкой финансовой грамотностью населения и начинающих предпринимателей. Чтобы преодолеть это препятствие, необходимо сформировать комплексную программу совместно с минобрнауки при участии ведущих университетов по повышению культуры предпринимательства. Решением могли бы стать соответствующие курсы по повышению финансовой грамотности в школах (на факультативной основе) и вузах (за счет включения их в обязательный образовательный стандарт). Необходимо также проводить популяризацию инновационного предпринимательства и консультировать малый и средний бизнес о реализуемых инновационными институтами развития мерах поддержки через региональную сеть МФЦ.

Для успешного развития бизнес-проекта необходим непрерывный процесс его поддержки на всех этапах жизненного цикла

В отличие от инновационных институтов развития деятельность финансовых институтов, таких как МСП-банк, более прозрачна для большинства предпринимателей. Но и здесь есть проблемы. Ключевым ограничением для многих предпринимателей является недостаточный объем лимитов по долгосрочным инвестиционным кредитам. Чаще всего их не хватает для расширения бизнеса или выживания в тяжелых экономических условиях, особенно с учетом резкой девальвации рубля. От расширения возможности кредитования бизнеса на ранних стадиях производственного цикла зависит, как быстро он выйдет на траекторию устойчивого роста.

Кроме того, одной из проблем развития бизнеса в России является слабая защищенность прав собственности в целом, а особенно прав на интеллектуальную собственность. Именно поэтому для успешного развития нового инновационного бизнеса необходимо большое внимание уделить защите прав собственности. В качестве одной из мер должно стать ограничение доли учебных заведений в МИП (малых инновационных предприятий) ввиду наличия значительного конфликта интереса в контексте использования прав собственности на интеллектуальную собственность и разработки между университетами, владеющими контрольным и/или блокирующим пакетом акций (долей) в МИП, и остальными участниками.

Отдельно стоит остановиться на стратегии развития институтов развития, над которой сейчас работает правительство РФ. Она должна быть тесно взаимосвязана со стратегией социально-экономического развития РФ до 2030 года. При этом к стратегическим задачам функционирования инновационной системы целесообразно отнести: расширение доступа к капиталу, доступа к научным разработкам и технологиям, доступа к рынкам сбыта, включая международные, а также развитие человеческого капитала и предпринимательской культуры. Сейчас эти цели выполняются в рамках других программ, не связанных с институтами развития.

Если эти принципы лягут в основу разрабатываемой стратегии, то это позволит определить более четкие KPI как самой стратегии, так и институтов развития в отдельности. В качестве примеров возможных ключевых индикаторов, которые соответствуют лучшим международным практикам, можно назвать такие как создание определенного количества высокотехнологичных компаний, объем совокупной выручки высокотехнологичных компаний и валовой прибыли, рост налоговых поступлений в бюджет от их деятельности. Немаловажны количество рабочих мест, объем экспорта высокотехнологичных товаров, а также количество патентов. От успешного решения этих проблем будет зависеть дальнейшее становление экономики.