Главной темой для обсуждения стали перспективы выхода российской инновационной продукции на мировые рынки. По наблюдениям экспертов, финансирование науки сегодня сдерживает отсутствие связи разработок с реальным сектором и рынками. "Сейчас государственное задание формируется снизу: ученые пишут, что они бы хотели исследовать, и после нескольких формальных этапов рассмотрения они получают задание на это. В итоге нет влияния экономики на задачи, которые ставит научный сектор. Это приводит к тому, что наука и бизнес выступают с претензиями друг к другу. Ученые говорят, что бизнес не восприимчив к инновациям. Со стороны бизнеса поступают зеркальные упреки, что разработки ученых мало относятся к реальной жизни, - объяснил заместитель начальника Управления президента РФ по научно-образовательной политике Геннадий Шепелев. - Кроме того, проблема передачи актуальных задач из социальной сферы в науку особенно обострилась, когда Россия оказалась под прессом санкций".
Председатель Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Любовь Духанина напомнила, что в "майских" указах президента ставится задача увеличить долю научных разработок в экономике до 1,77% ВВП. "Наши расчеты показывают, что для достижения этой задачи нужно увеличить внебюджетное финансирование в 2,5 раза. Это амбициозная задача, и необходимы органы, которые бы осуществляли контроль финансирования. Любое научное открытие должно превращаться в то, что улучшает жизнь граждан. Если инновации финансируются на бюджетные деньги, мы должны следить, чтобы они использовались эффективно, потому что это деньги налогоплательщиков. Мы заинтересованы в том, чтобы каждое научное открытие в результате реализовывалось в окупаемый проект. Для нас, тех, кто должен фактически способствовать госзаказу, важнейшим показателем является воплощение этой цепочки".
В Общественной палате РФ уже в ноябре пройдет ряд общественных слушаний по отраслевым направлениям, а итоги будут подведены на расширенном заседании 10 декабря. Общероссийский народный фронт получил полномочия контролировать исполнение указов президента в РФ.
Директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ Михаил Попов рассказал о проблемах и результативности проектов в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы": "Последние тридцать лет соревнования государства в части разделения труда были направлены на развитие суперсовременных технологий во всех отраслях экономики. Но сложившаяся сегодня ситуация реально угрожает утратой России научного потенциала. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции оценивается в 2,3 трлн долларов и составляет менее 1% ВВП. В то время как США, Япония и Германия совместно контролируют 70% рынка. При этом по сравнению с 2000 годом действующие затраты на исследования и разработки увеличились в 3 раза". По мнению эксперта, потенциальный источник развития инновационной экономики включает в себя два элемента: государственную поддержку и финансовое участие бизнеса. Используя механизмы господдержки, российская экономика может сформировать "культуру научного бизнеса". "Сегодня государственное финансирование научной деятельности составляет 71 млрд рублей. Эти средства должны окупиться уже в 2016 году на продаже высокотехнологичной продукции", - уверен Михаил Попов.
Инновации - одна из главных составляющих в стратегии импортозамещения. Алексей Конев, директор по инновациям Российского энергетического агентства Министерства энергетики РФ, рассказал, что до 2018 года должны реализоваться не менее 20 национальных инновационных проектов, под которыми понимаются локомотивные проекты в области энергомашиностроения, нефтехимической переработки, производства катализаторов и т. д.
Напомним, что правительство также активно поддерживает внебюджетное финансирование науки. В сентябре в Госдуму был внесен законопроект о развитии инструментов поддержки и финансирования инновационных проектов. Он предлагает распространить налоговые льготы по доходам от операций по реализации или другому выбытию акций российских организаций на облигации организаций и инвестпаи. Кроме того, предлагается сократить срок владения физическими и юридическими лицами акциями и облигациями таких организаций, а также инвестиционными паями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, для признания дохода от операций по их реализации не подлежащим налогообложению (облагаемым по налоговой ставке 0%). Изменения будут действовать с момента вступления закона в силу до 31 декабря 2022 года.
По мнению разработчиков, предложенные механизмы помогут привлечь финансирование в инновационные проекты. Но одних государственных инициатив недостаточно - в сфере финансирования науки должен быть и общественный контроль. Создать его нужно общими усилиями с привлечением всех участников национальной инновационной системы.