Петербург погрузился в траур. Вести из крематория, где проходят опознания, из оперативного штаба или из бюро судмедэкспертизы напоминают сводки с фронта. Город будет скорбеть намного дольше, чем определено официальными датами. Официально погибло 127 жителей Северной столицы. По факту, жертв больше. Кто-то работал в Петербурге, кто-то жил в другом регионе, но в выходные регулярно приезжал в Питер.
В метро, в автобусах только и разговоров про тот злополучный рейс.
Родственники погибших отказались от захоронения в мемориале на Белоостровском кладбище, что в Дибунах. Некоторые поначалу превратно приняли предложения Смольного, по Петербургу разнеслась весть, что останки собираются хоронить в общей могиле.
Впоследствии глава комитета по предпринимательству Смольного Эльгиз Качаев разъяснил, что речь идет об отдельных захоронениях в рамках одного мемориального комплекса.
Близких можно понять. Они хотят остаться наедине со своим горем. Но каждый их шаг сопровождают вспышки фотокамер.
Родственников, которые прибывали в Петербург из других областей и республик, разместили в гостинице рядом с аэропортом Пулково. На завтраке, на ужине и даже в холле родственников пострадавших просят об интервью, заставляют рассказывать, кого они встречали в Пулково и потеряли навсегда. За ними пробираются в крематорий на опознание.
Душевное состояние родственников - сейчас главная проблема. На каждом брифинге журналистам рапортуют: "Оказывается психологическая помощь, принято столько-то заявок". На момент написания материала их уже больше трех тысяч. Психологи сопровождают родственников везде: вместе с ними закрывают лица от камер, плачут вместе с ними в очереди на опознание в крематории.
Но в крематорий вызывают не всех. Процедура страшная. Вначале судмедэксперты проводят исследования, устанавливают причину смерти. Сейчас эта работа, по данным первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна, в целом завершена.
Второй этап - идентификация. Ее суть в том, что специалисты примерно устанавливают личность погибшего. Они используют списки пассажиров, фотографии. Помогают данные медицинских карт. Многих можно идентифицировать только по пломбам на зубах. Когда специалисты только приступали к работе, родственников попросили рассказать, в какой одежде могли быть их близкие, какие у них были особые приметы: шрамы, татуировки. Помогают в такой процедуре и персонифицированные украшения.
В Петербург тела погибших привозили двумя бортами МЧС. Третий самолет ждут утром 5 ноября. Сухие сводки МЧС гласят, что спецбортами привезены в том числе и фрагменты тел. Идентифицировать такие останки очень непросто. Во многих случаях требуется генетическая экспертиза. Специалисты Всероссийского института судебно-медицинской экспертизы уже приступили к работе, но когда все будет завершено, не раскрывается.
Георгий Ефименко, руководитель общественной организации "Прерванный полет", которая объединяет людей, чьи близкие погибли в авиакатастрофах, утверждает, что иногда все идентификационные мероприятия могут длиться до полутора месяцев. "Я своих близких похоронил только на 50-й день", - вспоминает Ефименко.
Эксперты работают на пределе своих возможностей, без выходных. С раннего утра до позднего вечера в бюро судмедэкспертизы на Екатерининском проспекте они стараются идентифицировать тела и привести их в максимально приемлемое состояние.
Все понимают: то, что увидят близкие погибших в крематории, выходит за грани. Многие не верят, что перед ними их родственники, хотя доказательства неопровержимы. С ними не спорят. Это шок. По данным председателя комитета по здравоохранению Петербурга Валерия Колабутина, только за один день к близким погибших более 150 раз вызывали врачей. Двух человек пришлось увезти на "скорой" в больницы. У людей сдают нервы, они хватаются за сердце. В гостинице постоянно витает запах корвалола.
На момент написания материала было известно о более 50 опознанных. Эту цифру озвучил вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Среди тех, кого удалось опознать, инспектор регионального управления МЧС по Карелии Александр Семаков. Его супругу Оксану пока не опознали.
Согласно данным ГУ МЧС по Псковской области, получилось опознать тело замглавы администрации областного центра Александра Копылова. В списке опознанных 8-летний мальчик из Великого Новгорода. Он летел с отдыха вместе со своими родителями. Их тела пока идентифицируют.
Учитывая, что во время всех экспертиз родственники погибших, особенно иногородние, не могут выйти на работу, страховая компания решила сделать авансовые выплаты. Уже до конца недели людям начнут выплачивать по 100 тысяч рублей. На момент написания материала заявки на срочные выплаты составили 85 человек.
Официальных заявлений о том, что ящики расшифрованы еще нет. Как сообщили в министерстве авиации Египта вчера вечером, данные были извлечены, эксперты уже оценили их состояние и приступили к анализу информации. Но сообщения о первых результатах этой процедуры уже идут. Пилоты не говорили о неполадках в работе систем перед крушением самолета, сообщают информагентства со ссылкой на источники близкие к расследованию. А это значит, что события в минуты катастрофы развивались стремительно.
Это подтверждают и датчики GPS с лайнера. По данным ресурса Flightradar24, проблемы у авиалайнера начались в 4:13:14 по местному времени. Находясь уже на высоте около 10 километров и двигаясь со скоростью около 175 метров в секунду, самолет вдруг начал терять 100 метров в минуту.
Секундой позднее высота начала падать уже на километр в минуту, в 4:13:16 - на 1,7 километра в минуту, затем этот показатель стал равен 2,5 километра в минуту. Последний сигнал был получен от самолета в 4:13:31, после этого данные о судне радар отслеживал уже только по координатам GPS. Это значит, что самолет (или его части) падал всего 17 секунд. Такому развитию ситуации могло предшествовать только неожиданное событие, говорят эксперты.
Что касается данных самописцев, то они не используют информацию GPS, а фиксируют показания изменения атмосферного давления как внутри самолета, так и за его бортом. Они как раз и должны показать, есть ли вероятность того, что борт начал разваливаться на части из-за того, что трещины на фюзеляже начали расти от перегруза.
Напомним, что этот А321 уже имел повреждения хвостовой части, но прошел ремонт и встал в строй, однако он был уже не молод. Кстати, если покопаться в парке самолетов наших перевозчиков, то только крупные авиакомпании могут себе позволить лизинг (аренду) новых самолетов. И даже они не регистрируют эти борта в России. Почему? Может быть, российским экспертам было бы легче проверять надежность и исправность всех систем самолета, если бы он был оформлен в нашей стране?
Иностранные воздушные суда преобладают в парке российских авиакомпаний, подтвердил "РГ" главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Они хоть и используются нашими перевозчиками, но принадлежат иностранным лизингодателям, владельцам.
И условия регистрации воздушного судна диктует владелец или инвестор, тот, кто рискует своим активом. Владелец не стремится отдавать свой самолет под российскую юрисдикцию, то есть соглашаться на регистрацию самолета в российском реестре судов. Возможно, потому, что Россия находится не на первом месте (в конце) мирового рейтинга по обеспечению безопасности полетов.
Как утверждают российские эксперты, мнение иностранцев не имеет ничего общего с действительностью - в России вполне могут обеспечить должное техническое состояние всех самолетов. И главное, у наших специалистов есть на это полное право. А321 был зарегистрирован в Ирландии, где и должны проверять техническое состояние судна.
Но и нашим авиационным властям никто не запрещает проверять российскую авиакомпанию и ее суда, зарегистрированные в другой стране. В том числе проводить рамповые (перед взлетом и после посадки) проверки. Чем сейчас и занимается Ространснадзор. Инспекторы ведут документальную и визуальную проверку.
Получается двойной надзор.
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси отрицает версию теракта как возможную причину крушения российского самолета А321 на египетском Синае. В своем интервью британской газете Telegraph ас-Сиси подверг критике поступающие сообщения о том, что причиной крушения самолета могла быть ракета или бомба, назвав их "беспочвенными догадками". Пентагон также не увидел прямой связи между тепловыми вспышками над Синаем и падением А321. Там отметили, что тепло могло выделиться при падении самолета на землю.
По одной из последних версий трагедии, причиной катастрофы мог стать взрыв в одном из двигателей. Это стало ясно в результате расшифровки "черных ящиков", сообщили египетские СМИ со ссылкой на источники в следственной комиссии. Что спровоцировало взрыв, установит специальная техническая лаборатория, сказано в сообщении. Стоит отметить, что это пока только предположения и догадки экспертов. Официальную версию ни российская, ни египетская сторона еще не озвучивали. Следствие не закончено, говорят они.
Российские спасатели продолжают работать на месте трагедии - в ходе дополнительного обследования крупных частей фюзеляжа они вчера обнаружили останки тел погибших. Кроме того, на месте крушения в Египте обнаружены документы и предметы, имеющие значение для расследования уголовного дела, сообщил официальный представитель СК России Владимир Маркин. По просьбе председателя комитета компетентными органами Египта значительно расширена территория поисковой операции.