Эксперты обсудят развитие банковских инструментов на форуме в Москве

Завтра в Москве открывается III Национальный платежный форум, где финансистам предстоит обсудить немало важных вопросов.

Мир меняется. Вместе с ним меняется и потребитель. А это ведет к трансформации рынка платежных услуг. Еще совсем недавно дорогу себе пробивали банковские карты, медленно вытесняя наличные деньги. Сегодня "пластик" приобрел большое значение в торговом обороте: примерно половина покупателей рассчитываются различными платежными карточками. И это уже серьезные показатели.

Теперь на первый план выходит "цифровой человек" - мобильный, эффективный, решающий задачи здесь и сейчас. Это подталкивает развитие платежных технологий в направлении безналичных платежей. Но проблема в том, что в России безналичные платежи и сервисы до сих пор достаточно узкий сегмент. Широкого спроса пока нет. В том числе и потому, что безналичный платеж в сознании людей не совсем равен наличному.

Закон обязывает торговые точки и сервисные предприятия принимать наличность. Всегда и везде. В отношении безналичных платежей такой законодательной обязанности не существует. Это значит, что у нас автоматически, на подсознательном уровне "цифровой платеж" переходит в разряд необязательных. Никто не гарантирует держателю карты, что ею можно будет расплатиться без проблем. Где-то да, а где-то нет. Это своего рода лотерея. И никто не несет за это ответственности.

Такая ситуация прямое следствие отсутствия развитых инструментов. Хотя определенные привилегии есть у Национальной системы платежных карт (НСПК). В целом же существует огромное количество преград. В каких направлениях наиболее актуально развитие систем валовых платежей? Как обеспечить необходимый уровень защиты использования безналичных платежных технологий? Где самые уязвимые сегменты для мошенников? Что нужно сделать участникам рынка и регуляторам, чтобы в полной мере использовать потенциал безналичных платежей для роста экономики? Чтобы найти пути решения этих задач, нужно объединить усилия всех участников рынка и прорабатывать поступающие сигналы, чтобы предложить регулятору уже фактически готовые решения.