Еще несколько лет назад компании пытались раскрыть для своих акционеров и инвесторов деятельность организации за год в мельчайших подробностях, представив исчерпывающую информацию о финансовых операциях.
Однако на практике многие компании столкнулись с тем, что такое специфическое чтиво не находит своего читателя. Очень немногие стейкхолдеры (заинтересованные лица) действительно прочитывают годовой отчет целиком. Большинство из них изучает только ряд наиболее интересных таблиц о финансовом состоянии компании, а остальные части многостраничного документа оставляют без внимания. "Не секрет, что главная целевая аудитория, акционеры, не очень жалуют внимаем годовые отчеты, - говорит Григорий Шляпин, начальник управления российских проектов "Горизонт КФ". - Они смотрят финансовую отчетность по МСФО, может быть, раздел "корпоративное управление". Остальные разделы пролистают, но не будут вдаваться в детали".
Во многом новой тенденции не перегружать годовой отчет излишними цифрами дал толчок кризис. "Компании опасаются подробно демонстрировать свои слишком пессимистичные или слишком оптимистичные взгляды, стараются раскрывать данные достаточно мягко, - отмечает Павел Митрофанов, управляющий директор по корпоративным рейтингам рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"). - Достаточно скупо раскрывается бизнес-модель, информация по подходу к инновациям и все, что касается логистики". Исследование RAEX показывает, что компании в своих отчетах наиболее полно и качественно раскрывают ретроспективную информацию. В 2015 году, как и годом ранее, повышенное внимание уделяется разделам о достигнутых стратегических результатах, об операционной и финансовой деятельности, а также об управлении персоналом.
В результате годовые отчеты стали короче, но не за счет сокращения содержания, а за счет раскрытия только основной, наиболее интересной читателям темы. "Предприятия, загрязняющие окружающую среду, делают акцент на природоохранных мероприятиях, убыточные компании - на оптимизации бизнес-процессов. Если организация планирует масштабные проекты, то именно они становятся ключевой темой отчета", - добавляет Митрофанов. Этому способствует и применение международных стандартов по подготовке годовой отчетности (G4 GRI и Международный стандарт по интегрированной отчетности), ключевым пунктом которых является принцип существенности. "Мы считаем, что тот тренд на кристаллизацию ключевой темы, принцип существенности, будет набирать популярность, потому что это делает отчет более удобным и ценным для всех его потребителей", - считает Павел Митрофанов.
Принцип существенности зазвучал с новой силой после ряда скандалов с крупными компаниями. Первым "звоночком" был разлив нефти в Мексиканском заливе после взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon 20 апреля 2010 года. В этом году сходный масштаб набирает скандал вокруг использования германским автоконцерном Volkswagen специального программного обеспечения для фальсификации данных экологических тестов. "Отчеты у компаний были хорошие, отчеты заверены аудиторами, финансовая и нефинансовая части, но, как выяснилось, об устойчивости бизнеса это мало что говорит", - считает Марина Галушкина, руководитель Российской региональной сети по интегрированной отчетности. Эти прецеденты изменили требования акционеров к годовым отчетам, они начали больше внимания уделять рискам компаний, их устойчивости и меньше внимания длинным финансовым выкладкам, из которых невозможно сделать выводы о положении компании, не проведя серьезную аналитическую работу. "Принцип существенности работает не с тем, чтобы компания показывала достоверные данные, а с тем, чтобы она показывала важную для пользователя информацию", - говорит Марина Галушкина.
Еще один тренд - это условность деления отчетов на виды. "Само разделение отчетов - интегрированные, отчеты в области устойчивого развития, комбинированные - достаточно искусственное. В течение ближайших лет такое деление будет уходить в прошлое, и мы вообще перестанем пользоваться им, - уверена Галушкина. - Если посмотреть на два основных стандарта: интегрированный и в области устойчивого развития, то по своим основаниям они очень схожи".
Также в отчетах все чаще прослеживаются элементы прямого взаимодействия с читателями. "Будет набирать популярность при подготовке отчетности обратная связь. Потому что это то, что считают важным стейкхолдеры", - утверждает Павел Митрофанов. Некоторые компании уже включают эту форму подачи информации в свои годовые отчеты. Виктория Долина, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности (КСО) и нефинансовой отчетности "Атомредметзолото" рассказывает, что компания использует в годовом отчете вопрос-ответ. То есть в отчете представлены прямые ответы на запросы, заранее поданные стейкхолдерами.
Компания готовит один из самых кратких отчетов - всего 100 страниц. "Излишняя детализация данных усложняет их восприятие, - утверждает Долина. - Никто не читает отчет как увлекательную книгу". При сокращении объема не должна страдать информативность и полезность для читателя. В первую очередь это обеспечивается за счет определения четкой аудитории читателей или нескольких категорий пользователей отчета. В отчет включается наиболее интересная для этих читателей информация, а вся остальная не используется. "Понятно, что финансисты откроют прежде всего финансовую часть, экологи - экологическую, персонал посмотрит на социальную политику", - говорит Виктория Долина. Для того чтобы предоставить каждому из них необходимую информацию, стоит использовать переходы из одного раздела в другой, делать ссылки на внешние источники, сайты экспертных агентств. При подготовке отчета большое значение имеет визуализация. "Мы стараемся, чтобы у нас ни одной страницы не было, где был бы сплошной текст", - рассказывает эксперт. В итоге меняется структура отчетов. Появляется новый вид отчета - интерактивный.
"Интерактивный отчет содержит связи, которые можно построить внутри отчета для читателя, - поясняет Марклен Конурбаев, профессор МГК им. М.В. Ломоносова. - Если человек читает какой-то фрагмент, а рядом предложен график, то график должен быть не просто кликабельным, он должен показывать возможность перехода в другой раздел, где эта информация раскрывается точнее и полнее".
Изменения в годовых отчетах - это шаг навстречу читателю. Раньше прочесть и понять их мог только специалист. Сегодня они все более адресованы людям, не обладающим специфическими знаниями. Меняется подача материала, навигация по разделам. "Если мы сравним сегодняшние отчеты с теми, что были 5-7 лет назад, то, конечно, они стали более связными", - отмечает Марклен Конурбаев.