Но ни Верховный суд, ни правительство не поддержали эту инициативу. И для этого нашлись аргументы.
Напомним, что довольно большому количеству автовладельцев приходится сталкиваться с такой неприятной процедурой, как вызволение своего автомобиля со штрафстоянок. Попадают они туда довольно простым способом. Не увидел знака, запрещающего стоянку, прозевал момент, когда подъехал эвакуатор, - ищи машину, где хочешь.
Но вот беда. Не всегда разметка соответствует знакам, не всегда знаки соответствуют разметке, не всегда и то, и другое соответствует Правилам дорожного движения и требованиям по организации этого движения.
И это прямой повод для обжалования эвакуации, требования по возвращению штрафа и прочее.
Уже не раз были случаи, когда автомобиль парковался там, где это не запрещено, а спустя несколько часов автовладелец приходил к пустому месту, около которого неожиданно появился знак "остановка запрещена". И этого автовладельца никто за 20 суток, как это положено по закону о безопасности дорожного движения, об установке этого знака не предупреждал.
При этом автовладелец должен бегать по разным инстанциям, оплачивать штрафы еще до вступления их в силу, платить за эвакуацию машины, а только потом оспаривать законность вынесенного в отношении него решения.
При этом максимум, что он получит - возврат суммы штрафа, а также, возможно, возврат суммы за эвакуацию. Никто не будет наказан за незаконный увоз транспортного средства, никто не возместит издержки, например, такси, а также иной ущерб, который связан с тем, что ему пришлось целый день гоняться за своим автомобилем.
Урегулировать эту ситуацию попытались депутаты Госдумы. Ярослав Нилов, Игорь Лебедев и Андрей Свинцов предложили приравнять незаконную эвакуацию к угону.
Законопроект был внесен в Госдуму и разослан по регионам и ведомствам для получения официального отзыва.
Отзыв от Верховного суда гласит, что несмотря на то что состав преступления, предусмотренного действующей статьей 166 Уголовного кодекса, имеет схожесть с предлагаемой поправкой, между ними есть принципиальные различия. Согласно статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях задержание транспортного средства - одна из мер по обеспечению производства по административному делу. Решение о задержании принимается должностным лицом.
Если это решение неправомерное, оно относится к категории должностных нарушений. А угон - это преступление против собственности.
Что касается эвакуаторщика, то он в данной истории выполняет неправомерное распоряжение вышестоящего должностного лица. Это тоже не может образовывать состав преступления, квалифицированного в статье 166 УК, и он не может отвечать в данном случае за угон транспортного средства.
Правительственный отзыв дает еще больший простор для размышлений.
В нем вспоминается статья 12.35 КоАП, которая предусматривает наказание за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Напомним, что в ней предусмотрен штраф за это нарушение для граждан в размере 2 тысяч рублей, а для должностных лиц - в размере 20 тысяч рублей.
Если каждое должностное лицо, которое незаконно оформило эвакуацию автомобиля, привлекать хотя бы по этой статье, то количество таких случаев сократилось бы в разы. Но пока эта статья КоАП попросту не работает.