В России вырос спрос на инновационных менеджеров

Техническая революция происходит не только в сфере информационных технологий или создания новых материалов. Во всех секторах экономики быстро нарастает число инновационных продуктов, с которыми приходится иметь дело менеджерам всех уровней. Откуда они берутся и как получают необходимые компетенции? Хедхантинговая компания "Агентство Контакт" провела специальное исследование, чтобы ответить на этот вопрос. И предоставила "РГБ" эксклюзивную возможность познакомить с его результатами своих читателей.

В каких отраслях сегодня востребованы и трудятся инновационные менеджеры? По данным опроса представителей 350 российских компаний, больше всего их в ретейле (23%) и на производстве (19%). Поменьше в строительстве, FMCG-секторе (продукты питания и товары повседневного спроса), на транспорте. И совсем немного, но все же есть в медицине, фармацевтике, банковском секторе и прочих отраслях.

Какие именно инновационные менеджеры сегодня наиболее необходимы? Те, что еще недавно были лишь героями фантастических фильмов, а сегодня стали вполне реальными и очень востребованными специалистами. Это digital-маркетолог, IT-медик, инженер-композитчик, проектировщик 3D-печати, менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ, инженер-разработчик (тополог), IT-финансист, NPD-менеджер (то есть специалист по выведению на рынок новых продуктов), специалист по технической модернизации, менеджер объектных продаж и инновационных материалов, консультант по поддержке сотрудников EAP (на удаленном доступе), продуктолог по инновационным продуктам, специалист системы ERP (то есть, планирования и управления ресурсами предприятия).

Пока менеджеры по инновационным продуктам востребованы в довольно ограниченном количестве, многие позиции замораживают

Найти любого из этих специалистов не так-то просто - пока их в массовых количествах не готовят ни высшие учебные заведения, ни курсы по переподготовке. Каждый из них - "продукт" штучный, либо получивший специальные компетенции на практике, либо добившийся их методом упорного самообразования, либо - редкий пока случай - сумевший получить дополнительную подготовку.

- Пока менеджеры по инновационным продуктам востребованы в довольно ограниченном количестве, многие позиции замораживают, - говорит партнер хедхантинговой компании "Агентство Контакт" Юлия Забазарных. - Связано это с тем, что такие специалисты необходимы на растущем рынке, к тому же любые инновации требуют вложений. А в сегодняшней экономической ситуации не все компании на это идут. Поэтому сейчас инновационных подходов в решении задач ждут и от обычных менеджеров и управленцев.

Тем не менее многие кадровые компании за последнее время освоили методы поиска таких уникальных специалистов. Если 4 года назад ни один из опрошенных HR-специалистов не смог ответить, есть ли специальные методики для этих целей, то в новом опросе на них ссылаются уже 20% респондентов.

- В принципе методики поиска уникальных специалистов существовали и раньше, - рассказывает генеральный директор кадрового агентства "Профиль" Людмила Зимина. - Нам приходилось искать работников, которых по всей стране считаные единицы. Им, кстати, так же сложно найти работу, как нам - искать их. Обычно анализируем резюме соискателей по близким и смежным специальностям, ищем в них признаки того уникального опыта, который нам нужен. А дальше весь секрет уже в умении рекрутера привлечь нужного человека.

Спрос на инновационных специалистов, несомненно, будет расти. И это стоит иметь в виду тем, кто сегодня выбирает специальность или уже получает профессиональное образование. Горизонт их возможностей становится все шире.