Ученик подносит смартфон к учебнику, и на экране вместо статичного рисунка разворачивается виртуальная химическая реакция. Объемные молекулы воды выстроились в четкую структуру льда, "перетекли" в жидкость, начали хаотично летать в состоянии газа... Все физические и химические параметры отражаются тут же - на экране гаджета.
Или возьмем урок по биологии. Подносишь карточку к экрану - появляется 3D-изображение живой клетки. Проведешь над карточкой рукой, и клетка "откроется" в разрезе. Проведешь еще раз - и виртуальный указатель переключится на ее элементы, подпишет каждый: вот ядро, вот лизосома, вот центриоль. По такому же принципу можно изучать строение Земли, круговорот воды в природе. На 3D-уроке дети точно не заснут. Как это работает? Камера воспринимает специальный маркер на схеме как сигнал, и виртуальное изображение на экране гаджета достраивается в реальную картинку. В центре, созданном при московском лицее, можно не только познакомиться с "компьютерным зрением", но и научиться создавать контент для уроков. В этом учителям помогают резиденты "Сколково". В итоге конструктором дополненной реальности могут пользоваться не только учителя информатики и "продвинутые" школьники, но даже педагоги, которые еще не в ладах с программированием.
- Сегодня школьники сильно отличаются даже от тех ребят, кто учился еще пять лет назад. IT-технологии - часть нового образа жизни, - говорит заместитель директора лицея N1575 Михаил Коростелев. - Мы используем дополненную реальность на уроках биологии и естествознания, химии, физики, истории, астрономии. А учителя математики участвуют в создании библиотек виртуальных объектов по геометрии и стереометрии.
Одиннадцатиклассники лицея вместе с ребятами из других школ Москвы активно включились в работу над проектом "Правильный город": это игра с дополненной реальностью для детских садов. Она в игровой форме подскажет, например, на какой свет переходить дорогу. Так что в детских садах это "ноу-хау" тоже появляется. Например, 3D-кубики - пазлы: собираешь из них картинку, допустим, ежика, потом наводишь на изображение планшет - и ежик оживает, машет ребенку лапкой, улыбается. "Вау-эффект" обеспечен.
Подобные технологии начинают развиваться и в регионах: класс дополненной реальности заработал в Перми на базе школы N10. Кроме того, в ноябре стартовал всероссийский образовательный конкурс "Школа реальных дел", в рамках которого более 300 школьников со всей страны создадут полезные IT-проекты.
Кстати
За два года в Москве заработали более 20 центров, где не только дети, но и педагоги могут научиться технологии 3D-моделирования и 3D-печати.
Еще одна перспективная технология - шлемы виртуальной реальности, которые помогают управлять роботами и квадрокоптерами. При поддержке "Сколково" и Агентства стратегических инициатив в России создается сетевая лаборатория "Роботолаб", которая объединила более 50 школ. Основной профиль - роботы и их программирование. Действия робота можно контролировать через смартфон или специальный джойстик. При этом на "умную" машину ставится видеокамера, изображение с которой передается на 3D-шлем. Таким образом, можно смотреть на мир "глазами" робота, создается эффект "полного погружения". Хочешь - отправляйся исследовать виртуальную поверхность Луны, хочешь - пролети над городом "на борту" квадрокоптера.