Заказчики будут обязаны приоритетно закупать российское ПО, за исключением тех случаев, когда отечественный софт не отвечает необходимым функциональным или техническим характеристикам. Потребность в таких зарубежных программных продуктах необходимо будет обосновать в порядке, предусмотренном законом о контрактной системе.
Поддержка национальных производителей при государственных закупках - стандартная мировая практика. Это означает, что государственный бюджет преимущественно тратится на собственные продукты, и таким образом стимулируется спрос и развитие национальных экономик. Если мы говорим конкретно о сфере информационных технологий, то здесь использование российских решений напрямую связано и с безопасностью государства.
Использование иностранных продуктов ведет к технологической зависимости. Последствия такой расстановки мы уже видели на примере платежных карт, прекращения поставок и обслуживания уже закупленных программных продуктов в ряде российских организаций. Поэтому инициатива наделить приоритетом при госзакупках отечественное ПО абсолютно оправданна.
Принятые государством меры поддержки очень мягкие. Заказчик имеет возможность закупить иностранное ПО, если с помощью российских систем невозможно решить его задачи. При этом в случае закупки иностранных решений заказчик должен публично обосновать свой выбор и указать, по каким характеристикам российские продукты ему не подходят. Такая мера обеспечит в первую очередь прозрачность выбора решений.
Законодательные инициативы позволят направить вектор госзакупок на отечественное ПО. Около 75% используемого сегодня в России ПО иностранное. В перспективе полезно вести публичную статистику доли закупаемого в государственном секторе иностранного и отечественного ПО. Целесообразно в ведомствах провести инвентаризацию используемых систем и сформировать поэтапные планы миграции на российские решения.