Промышленный Интернет, роботизация, 3D-принтинг стали революцией в обрабатывающей промышленности. По прогнозам аналитической компании Canalys, рост рынка 3D-печати достиг 45,7 процента в год: с 2,5 миллиарда долларов в 2013 году он поднимется до 16,2 миллиарда в 2018-м. 3D- или аддитивные технологии находят применение в таких областях, как медицина и спорт, автомобильная и аэрокосмическая промышленность, производство домашней утвари, строительство.
"Цифровая революция охватывает одну отрасль за другой, - рассказал на конференции Fujitsu Forum 2015 исполнительный вице-президент и глава Fujitsu в регионе EMEIA Дункан Тэйт. - Для лидеров это означает необходимость сложного выбора, от которого часто зависит выживание компании в цифровом мире". По его словам, в Европе давно поняли, как цифровые возможности превратить в прибыль, сочетая информационно-коммуникационные технологии и цифровые инновации.
Эксперты уверены, что, несмотря на депрессивное состояние мировой экономики, развитые страны активно развивают новые индустриальные технологии, которые смогут изменить общий промышленный ландшафт мира.
"Несомненно, аддитивные технологии сейчас являются одними из наиболее перспективных производственных процессов, - рассказал "РГ" директор Центра промышленной политики Финансового университета при правительстве РФ Сергей Толкачев. - 3D-принтеры, еще недавно используемые для выдувания игрушек и простейших пластмассовых изделий, созрели для производства серьезных промышленных изделий с высокой степенью технологического передела".
Китайцы всех удивили - напечатали дом на 3D-принтере. В России пока сделали первый шаг в этом направлении, официально одобрено внедрение Building Information Modelling (BIM), что считается самой передовой технологией проектирования. Она заключается в создании компьютерной модели нового здания.
На рынке 3D-принтеров работает большое много отечественных компаний. По оценкам представителей бизнеса, российское 3D-оборудование является сегодня вполне конкурентоспособным. Оно помогает многократно сократить издержки и время на производство многих видов деталей в мелкосерийном производстве. Поэтому при дальнейшем развитии отрасли ожидается серьезное снижение затрат.
Чтобы выявить проблемы и трудности освоения 3D технологий в России, Центр промполитики провел анкетирование среди компаний, участвовавших в международной выставке "3D Print Expo".
Кто сейчас является целевым потребителем продукции 3D-компаний? "Пока наибольшая доля применения 3D-принтеров приходится на крупные производственные предприятия, - рассказал "РГ" ведущий научный сотрудник Центра промышленной политики Артем Тепляков, - Что совершенно обосновано: макетирование, производство каких-то очень небольших партий деталей, прототипирование и прочие виды деятельности. Не возникает вопросов и наличие спроса у сервис-бюро 3D-печати. Это в первую очередь дизайнерские предприятия, архитектура".
Между тем, достаточно внушительная доля опрошенных сказали, что треть потребителей 3D продукции - это любители и частные потребители. Конечно же, в этот 31 процент входят не только те люди, которые приобрели 3D принтеры для домашнего использования, а таких становится все больше, но и те, кто купил его для коммерческого применения.
- Кстати, в США такие люди, формирующие сообщество новых предпринимателей (электронных ремесленников), овладевающих навыками "цифрового производства", получают простое, но емкое название - "создатели" (makers), - пояснил Сергей Толкачев. - В США формируется целое общественное движение "создателей", которое определяется автором книги "Создатели: новая индустриальная революция" Крисом Андерсоном по трем критериям: люди, использующие цифровые технологии, чтобы проектировать и размножать новые продукты; делящиеся своими разработками в он-лайн сообществах; использующие стандартные форматы файлов, которые могут быть присланы коммерческим фирмам в сфере производственного сервиса.
А из-за масштабного использования 3D принтеров промышленными предприятиями встает вопрос: а на какой стадии жизненного цикла товара использование 3D-оборудования становится экономически более выгодным, чем традиционные способы производства?
- Подтверждается незаменимая роль 3D принтеров на этапах предпроизводственной подготовки, - говорит Сергей Толкачев. - Да, и в России аддитивные технологии пока рассматриваются в основном как вспомогательная часть будущего серийного производства, но в развитых странах 3D-принтинг все активнее заменяет серийное массовое производство.
По оценкам руководителей предприятий, внедрение 3D в производство в большей степени "тормозит" стоимость оборудования (37 процентов опрошенных так ответили), неразвитость инфраструктуры и страх перед инновациями (по 25 процентов опрошенных).
"Существуют проблемы, связанные с тем, что достаточно развитой инфраструктуры этого рынка пока, к сожалению, не существует, - Артем Тепляков. - Принтеры нужно обслуживать, нужно помогать пользователям решать какие-либо сложные проблемы, возникшие в процессе эксплуатации. Вот такой дистрибьюторской инфраструктуры нет, хотя эта сфера продолжает активно развиваться".
Исследование показало, что российский сегмент нарождающегося глобального рынка 3D-технологий небезнадежен. Сущность технологического процесса известна уже довольно давно. Эксперты считают, что кадровую подготовку при небольших затратах можно обеспечить в существующих вузах химико-технологического и машиностроительного профиля. Нерешенным лишь остается вопрос мер господдержки спроса на продукцию аддитивных технологий.