Почти 100% организованных мошеннических атак происходят с использованием "подставных" телефонных номеров. Как отмечают в бюро, кредитное мошенничество - отдельный "бизнес", участники которого стараются сократить свои расходы, используя одни и те же телефоны и документы для атаки в нескольких кредитных организациях. Но выявить цепочки мошенников на стороне одного банка крайне сложно, так как подозрительные данные не используются дважды в атаках на один и тот же банк. Поэтому формируются "кластеры негативного поведения" - сервисы, аккумулирующие данные от крупнейших участников рынка.
"Анализ совершенных попыток/хищений кредитных средств в 2014-2015 годах показал: для получения кредитов мошенническим путем использовались наиболее "уязвимые" продукты - потребительские кредиты, - рассказал директор департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстрах Банка Артем Гонта. - В период активного потребительского кредитования значительная доля мошеннических действий выявлялась на этапе подачи заявок. Способ совершения клиентом подобных мошеннических действий был прост: это предоставление подложного документа, ложных данных". В этом году, по словам эксперта, количество мошеннических действий, связанных с кредитованием физлиц, значительно снизилось. Это объясняется изменением продуктового ряда, снижением темпов "тотального" кредитования всех желающих, ужесточением требований к заемщикам. "На этом фоне вектор кредитных мошенничеств начал перемещаться в сторону малого и среднего бизнеса, - добавил Гонта. - Мошенники начинают "прорабатывать" и запускать пробные схемы хищения кредитных средств и в этом сегменте рынка".
Руководитель направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству Банка Хоум Кредит Алексей Манеркин отметил, что, скорее всего, под мошенническими заявками ОКБ в основном подразумевает заявки клиентов, которые указывают при оформлении кредитов различные данные о доходе, месте работы и пр. "Можем подтвердить, что доля таких заявок действительно выросла. Мы объясняем это тем, что в кризис многие клиенты переходят на значительно менее оплачиваемое место работы, начинают получать доход "в конверте" или же доход становится нерегулярным. Понимая, что при правдивом указании информации о работодателе и доходах их шансы на получение кредита резко уменьшаются, естественным желанием является или указание своего старого или ложного места работы или хотя бы указание своих прежних/завышенных доходов", - сказал эксперт. Он добавил, что после отказа в одном банке клиенты часто пытаются подать заявку в другие банки, из-за чего статистика в целом ухудшается. Сами по себе такие клиенты могут быть платежеспособными на ту сумму кредита, которую они хотят, но ведут себя они как мошенники.