Сайты-агрегаторы товаров и услуг будут наказывать за ложную информацию

В российском праве появятся новые нормы, направленные на регулирование интернет-торговли.

Об этом сообщил начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков на конференции "Предприниматель и потребитель - шаги навстречу". Пока в российском законодательстве нет ни юридического определения "интернет-магазина", ни защиты потребителей от поддельных товаров в интернете.

Сегодня в Госдуме будут обсуждать поправки в закон о защите прав потребителей. Речь, по словам Прусакова, идет о введении в законодательство нового для потребителей термина - "агрегаторы" товаров и услуг. Ими законодатели предлагают считать интернет-ресурсы, на которых размещается информация о продаже чужих товаров и услуг. С одной стороны, агрегаторы являются виртуальной "витриной", а с другой - участниками торгового процесса, поскольку, как правило, за размещение информации о продаже телефонов или холодильников берут с производителей и поставщиков деньги. Либо предлагают непосредственно покупателям оплатить товар, не переходя на сайт продавца.

Законодатели хотят обязать агрегаторов возмещать ущерб потребителям за ложную и вводящую в заблуждение недостоверную информацию о товарах или услугах на их интернет-ресурсах. Пострадавшие смогут потребовать возместить ущерб именно с них, если подтвердят свои затраты документально. Но только в том случае, если деньги попадут на банковский счет агрегатора, говорится в законопроекте. Обязанностью новых участников интернет-торговли станет также размещение полной и достоверной информации о производителях или продавцах товаров и услуг, ссылок на их сайты, если таковые имеются.

Сами ведущие агрегаторы к нововведениям готовы. Некоторые добровольцы объединились и досрочно запустили специальную интернет-площадку для жалоб на поддельные товары по адресу nota-claim.ru. По каждому сообщению потребителей проводится детальная проверка. Сообщить о поддельном товаре может любой человек или организация. Это нужно сделать не позднее трех месяцев после покупки.

Вопрос о том, кого считать агрегаторами, не так прост. Можно ли относить к агрегаторам популярную интернет-комиссионку АВИТО, на которой торгуют и физлица, и подставные оптовые торговцы, недоумевает Татьяна Федирко, председатель общества защиты прав потребителей из Ростовской области.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин указывает, что число жалоб потребителей услуг интернет-магазинов не критично - 3-5 процентов от общего количества. А среди поправок в законодательство в первую очередь должны быть увеличены сроки возврата товаров в интернет-магазины. Сейчас по закону это 7 дней, а должно быть не менее 14 дней, как в Европе, считает эксперт.