Стройка, которую горожане ждали с 2008 года - именно тогда появился первый проект, - начнется с возведения опор, а сам шестиполосный мостовой переход протяженностью более 670 метров может стать одной из главных транспортных артерий, создаваемых в регионе к ЧМ-2018 по футболу. Он также даст мощный толчок развитию города в левобережье реки Самары и в первую очередь строительству здесь современного жилого района Самарское Заречье. Общая стоимость проекта составит свыше 12 млрд рублей.
Закладка Фрунзенского моста прошла в рамках стратегической сессии "Сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог к 2030 году", организованной госкомпанией "Автомобильные дороги России" и правительством Самарской области. Проведение столь статусного мероприятия именно в Самаре объясняется тем, что регион, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не отказался ни от одного из своих инфраструктурных проектов и строит амбициозные планы на будущее.
Как подчеркнул Николай Меркушкин, Самара уже не в первый раз становится местом проведения совещаний по развитию транспортной инфраструктуры - как федерального, так и окружного уровня. "Все предложения, которые принимались на этих мероприятиях, либо уже реализованы, либо выходят на завершающий этап", - отметил глава региона. Достаточно сказать, что только в областном центре в текущем году на решение дорожных проблем было выделено порядка 7 млрд рублей, что примерно вдвое превышает объемы инвестиций 2014-го.
В этот раз на мероприятие собрались руководители регионов, представители федерального дорожного агентства, крупнейших отечественных и зарубежных компаний, отраслевые эксперты. О том, что разговор не впишется в колею формальных докладов, стало ясно уже с первых минут делового завтрака с председателем правления компании "Автодор" Сергеем Кельбахом. По его мнению, в условиях постоянных бюджетных ограничений без запуска эффективных инструментов по увеличению наполнения казны дорожной отрасли интенсивное развитие автомобильных дорог будет невозможным. При этом открытыми остаются вопросы: как привлечь в отрасль частного инвестора, должен ли проезд по скоростным дорогам быть платным и какова их оптимальная сеть? Выработке общих позиций, презентации новых проектов, а также обмену опытом и была посвящена дискуссия профессионалов.
Говоря о дополнительных источниках финансирования транспортной отрасли, министр транспорта Максим Соколов сделал акцент на механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), а также на недавно вступившие в силу изменения в законодательство, предусматривающие взимание платы за движение грузовиков по главным дорогам России. Министр подчеркнул, что стратегия развития транспортной инфраструктуры и объемы федерального финансирования в условиях экономического кризиса остаются прежними, поскольку рост автопарка в 4-6 раз за последние 20 лет пока значительно опережает ресурсы дорожной сети (6-7 процентов прироста в год). А вот акценты бюджетной политики сместятся на те проекты, которые могут дать мультипликативный эффект и стать катализаторами социально-экономического развития регионов.
Реализация таких проектов требует тесного взаимодействия власти и бизнеса, и в Самарской области уже наработан опыт такого сотрудничества. Так, если до 2012 года в регионе не было ни одного примера работы по модели ГЧП, то сегодня в разработке находятся 54 проекта в области здравоохранения, туризма и транспорта, в стадии реализации - 10 проектов с общим объемом внебюджетных инвестиций в 10 млрд долларов. Среди наиболее значимых объектов - строительство автомагистрали "Центральная" в Самаре.
О самарских проектах, которые будут иметь значение для транспортной системы всего Поволжья, участникам совещания рассказал Николай Меркушкин. Он проиллюстрировал ситуацию примером плотины Жигулевской ГЭС, которая уже не выдерживает проходящий через нее поток автомобилей.
- В Самарской области, обладающей мощным промышленным потенциалом, к сожалению, нет пока моста через Волгу. Решить данную проблему позволит его строительство около села Климовка, - сообщил глава региона. - Мост будет иметь ключевое значение как для Тольятти, который связан множеством международных контрактов, так и для всего региона. Финансирование этого масштабного проекта будет вестись с применением механизма государственно-частного партнерства.
Планируемый мост в обход Тольятти не только снизит нагрузку на существующую дорожную сеть, часть которой проходит по гидротехническому сооружению, но и обеспечит прямой путь в направлении "Запад-Восток". А ведь именно этот вектор дорожного развития страны становится сегодня определяющим.
Поэтому естественно, что важной темой обсуждения на сессии стал проект международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", которая кроме России и Китая пройдет по территории Казахстана. Интерес к новому транспортному коридору со стороны субъектов Поволжского федерального округа понятен: по территории ПФО проложат почти 40 процентов российского участка трассы, что обеспечит территориям интеграцию в единое транспортное пространство, станет стимулом для развития малого и среднего бизнеса. Однако реализовывать данный проект придется в непростых экономических условиях:
- Возможности федерального и регионального бюджетов ограничены, и в такой ситуации главам субъектов, по чьей территории пройдет магистраль, следует обратить особое внимание на механизм ГЧП, - отметил полпред, напомнив, что ПФО часто выступает пилотной площадкой в реализации крупных инфраструктурных программ. Так, при участии федерального минтранса в округе был реализован проект по развитию региональной авиации, которая напрямую связала регионы Поволжья. Аналогичная схема должна быть применена и при развитии дорожной сети. При этом опыт Самарской области, которая часто выступает пилотной площадкой в реализации крупных инфраструктурных проектов, может быть очень полезен.
В частности, Фрунзенский мост открывает колоссальные перспективы развития города на левом берегу реки Самары. Это будет прорывной проект для транспортной инфраструктуры, потому что существующая сеть не справляется с трафиком. Новый путепровод послужит отправной точкой для градостроительного развития города. Наконец, бизнес получит возможность осваивать новые территории, которые будут иметь удобную транспортную связь с Самарой.
- Минтранс России уже подготовил свои предложения в правительство РФ о поддержке этого проекта из федерального дорожного фонда, чтобы все работы были завершены к чемпионату мира по футболу 2018 года, - сказал глава минтранса на церемонии запуска строительства Фрунзенского моста.
Справка "РГ"
Подготовка транспортной системы Самарской области к ЧМ-2018 идет по графику. К мундиалю в регионе предусмотрены три крупных мероприятия: модернизация международного аэропорта Курумоч, реконструкция автомобильной дороги Волжский - аэропорт Курумоч и реконструкция Московского шоссе, обеспечивающего подъезд к новому стадиону. В рамках региональной программы подготовки к проведению ЧМ-2018 в 2016-2018 годах будет выделено 1,2 млрд рублей на закупку подвижного состава общественного транспорта.