Об этом говорится в письме главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера еврокомиссару по торговле Сесилии Мальмстрем, с которым ознакомилась Financial Times. Инициативу поддержала канцлер Германии Ангела Меркель, утверждается в письме.
По-нашему это называется сигнал, говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории макроэкономических проблем Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Пахомов. Первопричиной послужили явные неудачи трехсторонних переговоров в Брюсселе вокруг вступления в силу экономической части соглашения по ассоциации Украины и ЕС. А также протест восточноевропейских стран против планов по строительству газопровода "Северный поток-2" в Германию, публично заявленный Еврокомиссии в понедельник.
Напомним, на этой неделе России, Украине и ЕС уже в пятый раз не удалось согласовать документ, снимающий риски для России от создания зоны свободной торговли Украина - ЕС. В Еврокомиссии не отрицают эти риски (прежде всего перетока европейских товаров в РФ под видом украинских), но подписывать обязывающие соглашения отказываются до того, как проявится ущерб российской экономике. Переговоры должны продолжиться, но, по словам главы минэкономразвития Алексея Улюкаева, "поскольку остается слишком мало времени, нужны экстраординарные усилия, чтобы добиться согласия". Теперь скорее всего Россия введет таможенные пошлины на украинский импорт и эмбарго на украинское продовольствие и сельхозсырье с 1 января 2016 года, когда начнет работать экономическая часть соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Издержки для бизнеса возрастут, многие украинские производители могут вообще потерять наш рынок, сокращение товарооборота примет еще более ускоренные темпы и Украина уйдет в третью или четвертую десятку внешнеторговых партнеров России. На ценах в России эмбарго почти не отразится - импорт украинского продовольствия в Россию только за первые девять месяцев года упал в два раза до 311 тысяч тонн, что примерно эквивалентно и по весу, и по стоимости импорту турецких томатов за тот же период.
На этом фоне Германия пытается оставить открытым пространство для дальнейших переговоров с Россией. "Это типичный пример европейской внешнеэкономической дипломатии, в основе которой лежит принцип win-win - по итогам любых переговоров все стороны должны получить выгоду", - подчеркивает Александр Пахомов.
В первую очередь Россия и ЕС могли бы согласовать совместные намерения по развитию энергетических систем. "Сложно представить, что стороны могут дать какие-то гарантии, но хотя бы будет понимание, куда ЕС пойдет, как будет развиваться его законодательство. Стратегия в области энергетики у ЕС, конечно, есть, но она слабо касается отношений с Россией, и здесь конкретика не помешала бы", - считает начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Европейцы говорят, что планируют ввести "четвертый энергопакет", и неясно, вступит ли это законодательство в конфликт с какими-то российскими проектами в Европе, приводит пример Александр Курдин. Такое уже было с принятием в ЕС антимонопольного "третьего энергопакета", из-за которого был свернут "Южный поток". Теперь непонятно, что ждет планы России по газопроводу "Северный поток-2", стала уже вечной история с проблемами вокруг полного доступа "Газпрома" к газопроводу OPAL, в который поступает газ из "Северного потока". Россия со своей стороны могла бы сказать, что, несмотря на санкции и контрсанкции, она останется надежным поставщиком и не станет использовать поставки газа в качестве политического инструмента.