Уровень осведомленности граждан о корпоративных пенсионных программах (КПО) растет, однако по-прежнему остается сравнительно невысоким. В этом году 41% опрошенных сказали, что знают о таких программах (в прошлом году показатель составил 31%). После получения подробного разъяснения принципов реализации КПО большая часть - 67,2% респондентов - отметила необходимость развития в России этого вида пенсионного обеспечения.
"Для развития корпоративного пенсионного обеспечения необходимо как формирование правовых и организационно-экономических механизмов, так и активная популяризация негосударственных пенсионных программ среди российских работников и работодателей, - считает исполнительный директор НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов. - Изучение общественного мнения, глубины понимания обществом особенностей и преимуществ негосударственного пенсионного обеспечения - своего рода отправная точка для дальнейших действий, направленных на формирование рынка НПО". По мнению эксперта, исследование подтвердило запрос в обществе на дополнительные инструменты пенсионного обеспечения и перспективность развития НПО в качестве массовой услуги.
65% граждан допускают введение в России обязательного корпоративного обеспечения работников в таком формате, когда при первом трудоустройстве работнику открывается пенсионный счет в НПФ, средства на который за работника отчисляются всеми последующими работодателями. В случае автоматического включения работников в корпоративную пенсионную программу и при условии софинансирования их взносов работодателем 53,6% респондентов готовы будут остаться в ней и уплачивать взносы. При этом почти в полтора раза возрос размер взноса, который граждане потенциально готовы перечислять, - с 5 до 7,4%.
"При активизации деятельности по информированию населения о негосударственном пенсионном обеспечении число граждан, поддерживающих развитие корпоративного пенсионного обеспечения, будет увеличиваться, - считает ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок. - Я бы назвала основной целью этой деятельности создание такой системы, при которой каждый работодатель будет заинтересован в реализации для своих работников дополнительного пенсионного обеспечения".
Работодатели главной проблемой всей российской пенсионной системы называют недоверие государственным структурам в этой области - как со стороны граждан, так и со стороны компаний. "После стольких лет постоянных изменений, заморозок, увеличений пенсионного возраста и тому подобных инициатив странно бы было полагаться на государственные системы", - отметил управляющий партнер компании Heads Consulting Александр Базыкин. По его словам, хотя корпоративные программы - это нечто другое по своей сути, у предприятий просто нет гарантий, что государство в очередной раз не поменяет правила игры и не изымет у такого предприятия деньги в Пенсионный фонд. Или откажет пенсионерам в выплатах, т.к. они и так получают от компании пенсии. "Да мало ли подобных вариантов. Конечно, это худшее развитие событий, но, к сожалению, вполне возможное", - отметил эксперт.
Другим препятствием развития корпоративных программ он назвал низкую грамотность сотрудников компаний в вопросах пенсионного обеспечения и нежелание топ-менеджеров реализовывать подобные инициативы. "Они ведь и так платят огромные соцвзносы в ПФР с зарплат работников. А как должна работать такая система? Кроме взносов в ПФР надо взимать из зарплат еще и взнос на корпоративные пенсии? Как это законодательно оформлять, как уговаривать потенциальных пенсионеров, которые могут сменить место работы, как возвращать и кому эти деньги, если на новом месте у человека такой опции не будет? Несовершенство законодательства, коррупция и неопределенность в вопросах пенсионной системы - главные проблемы этой сферы. Вряд ли ситуация здесь стабилизируется в обозримой перспективе", - считает Базыкин.
Авторы исследования определили круг основных задач, решение которых позволит выйти на новый уровень развития корпоративного пенсионного обеспечения. Среди них развитие нормативно-правовой базы, выработка механизмов государственного стимулирования и поддержки, создание благоприятных экономических условий для работодателей, внедряющих КПО, повышение доступности корпоративных программ НПО для всех желающих, а также информированности и финансовой грамотности населения в вопросах НПО.