"Костяной томагавк": конъюнктурный суррогат, притворяющийся артхаусом

Дебютный фильм американского режиссера С. Крэйга Цалера, дошедший до российского проката сегодня, на экранах США вышел еще осенью. За это время он успел получить столько хвалебных рецензий за рубежом - а также парочку в России, - что зритель справедливо ждет от "Костяного томагавка" как минимум достойного "разогрева" перед грядущими премьерами двух суперхитов этой зимы - "Выжившего" и "Омерзительной восьмерки". Однако после просмотра фильма Цалера многие почувствуют себя жестоко обманутыми.

А ведь чего нам только не обещали! Сравнения - одно другого завлекательнее. От "Предложения" до "Мертвеца" - и дальше, до самого Джона Форда. Очевидно, любое проявление "нестандартности", особенно при наличии "независимого" душка, заставляет некоторых киногруманов блаженно закатывать глаза и что-то нечленораздельно мычать про "кино не для всех", неубедительно симулируя неземное удовольствие.

Неубедительно - потому что сравнение этой унылой и до умопомрачения затянутой картины с вышеупомянутой классикой просто смехотворно. Особенно неловко наблюдать попытки сопоставить скучнейшие диалоги героев "Томагавка" с яркими и остроумными, полными уан-лайнеров репликами персонажей фильмов Тарантино. А ведь попытки эти предпринимаются, и даже понятно - почему. Та навязчивость, с которой Цалер предлагает смаковать эти чрезвычайно бессодержательные, совершенно не интересные и безо всякого энтузиазма исполненные беседы, призвана буквально вбить зрителю в голову убежденность в их ценности.

Да и откуда им взяться, содержательным диалогам, если все герои фильма - плоские настолько, что раскрываться им просто некуда? И при таком классном актерском составе - Курт Рассел, Патрик Уилсон, Мэттью Фокс, Ричард Дженкинс, а также Зан Макларнон - одноклеточность героев особенно отчетливо бросается в глаза.

"Костяной томагавк" позиционируется как смесь вестерна с фильмом ужасов, чем и привлек внимание ценителей всякого рода "альтернативного кино". Беда в том, что со смелым экспериментом Цалер явно не справился - даже опыты по скрещиванию мира Дикого Запада с темой НЛО в дурацком фильме "Ковбои против пришельцев" выглядели не так несуразно.

Убогая телевизионная картинка и примитивный сюжет не оставляют любителям историй про суровых парней с револьверами ни единого шанса на то, чтобы искренне полюбить этот фильм. Битых полтора часа (а длится фильм больше двух!) четыре мужика бредут к пещере, где живут злобные дикари-каннибалы, похитившие нескольких человек из их городка. У одного из героев повреждена нога, так что плетутся они очень - очень! - медленно, развлекая нас пресными выяснениями отношений, решением бытовых неприятностей и бессмысленным убийством двух прохожих мексиканцев.

В городке, кстати, живут больше двух сотен человек, а дикари всем известны как крайне жестокие и совершенно невменяемые создания. При этом они весьма малочисленны - всего 12 человек - и до безобразия тупы, так что немногим более мощный и подготовленный отряд не оставил бы от них мокрого места. Однако будь горожане во главе с шерифом посмекалистей да порасторопнее, не состоялось бы то, что в "Костяном томагавке" называется "хоррором".

Хотя на самом деле хоррором это можно назвать с большой натяжкой. Потому что никаким саспенсом здесь не пахнет и в помине. Все, что Цалер нам предлагает после доброй сотни минут просмотра одной из самых скучных прогулок в истории кино - это несколько секунд дешевой "расчлененки".

В одном из недавних интервью в преддверии выхода долгожданного вестерна Квентина Тарантино Сэмюэл Джексон заявил, что внутри Курта Рассела "живет настоящий ковбой". В фильме "Костяной томагавк" Рассел, похоже, запрятал его поглубже, ведь этому способствовало все - от сценария до режиссуры. Зато едва ли кто-то сомневается, что в "Омерзительной восьмерке" этот ковбой наконец выберется наружу и по-настоящему всем задаст. Осталось лишь немного подождать, а пока лучше не отвлекаться на конъюнктурный суррогат, неумело маскирующийся под артхаус.

2