В ближайшие три года региональным и местным органам власти придется привлечь банковские кредиты в общей сложности на сумму более 2,8 трлн руб. Меры, принимаемые для снижения рисков рефинансирования, вряд ли будут эффективными, в том числе из-за недостаточного объема кредитов из федерального бюджета. По оценкам Standard & Poor`s, для стабилизации доли коммерческого долга в общей структуре долга субъектов РФ на текущем уровне (около 65%) предоставление бюджетных кредитов должно увеличиться к 2018 г. в два раза и достичь 700 млрд руб. Эта сумма вряд ли будет соответствовать бюджетным ограничениям федерального правительства.
"Региональные бюджеты очень плохо работают с займами и собственными долгами, - отметил управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин. - Переведя их в более эффективную плоскость, можно было бы сократить затраты на эту сферу. Абсолютное большинство регионов в 2016 году рассчитывают сократить расходы на сектор ЖКХ, медицину и инфраструктуру. Это путь в никуда, но иного варианта у областей как будто и нет". Прибыль сократится у нефтяников и предприятий, связанных с транспортировкой энергоносителей, - из-за акцизов и пошлин, а также понижения глобального спроса. По-прежнему в сложной ситуации производители непищевой отрасли. Здесь "провал" в доходах может составлять до 25%.
"На региональные бюджеты сейчас давят как сокращение доходной части из-за падения прибыли у банков и компаний, так и рост расходов из-за необходимости индексировать социальные обязательства, - отметил начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. - В результате долговая нагрузка доходит до 50% от ВРП и выше, что втрое больше федерального бюджета. В отсутствие возможности увеличить трансферты, скорее всего, регионам придется больше занимать в 2016 году. Возможно, это будут банковские кредиты, поскольку выпускать облигации сейчас могут себе позволить лишь некоторые регионы, в основном доноры".