Налоговый кнут
Вообще-то закон об изъятии земельных участков существует в нашей стране с 2010 года. Государство имеет право отчуждать угодья, которые не используются по прямому назначению. Однако, как показала практика, текущее законодательство нуждается в доработке. Ведь миллионы гектаров пашни продолжают зарастать бурьяном.
В Калининградской области используют по назначению 470 тысяч гектаров, или порядка 65 процентов сельскохозяйственных угодий. Это хороший показатель по сравнению с другими регионами СЗФО. К примеру, в Псковской области находится в севообороте только 30 процентов нивы (около 1,2 миллиона гектаров). Так или иначе, 250 тысяч гектаров калининградской земли пока не приносят плодов.
- В Калининградской области сегодня очередь за землей из инвесторов и фермеров, - комментирует ситуацию региональный министр сельского хозяйства Сергей Лютаревич. - В каждом муниципальном образовании идет плотная работа с невостребованными земельными участками, которые должны быть переданы муниципалитетам. Идет работа и с собственниками, которые в свое время скупили значительное количество паев.
Калининградские аграрии, заинтересованные в новых пашнях, надеются, что Госдума примет акты о конфискации неиспользуемых сельскохозяйственных земель как можно скорее. Региональные чиновники, в свою очередь, планируют выходить с законодательными инициативами в областной парламент.
- Мы предлагаем сократить с трех лет до одного года срок, по истечении которого земля сельхозназначения может быть изъята у нерадивого собственника, - продолжает Сергей Лютаревич. - Кроме того, сегодня невозможно привлечь к административной ответственности и изъять участок у тех, кто использует по назначению лишь незначительную часть своей земли. Необходимо менять и ужесточать закон в отношении таких лиц. Мы предлагаем также внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части отмены льгот по уплате земельного налога в случае, если сельхозугодья не обрабатываются. Это будет тот кнут, который заставит владельцев заниматься землей, сдать ее в аренду или продать нормальному собственнику.
Делу время, банкротству час
В Ленинградской области, как и в самом западном субъекте РФ, простаивает около трети пашни. В регионе уже сейчас пытаются бороться с нерадивыми хозяевами, которые позволяют земле зарастать сорняками. Наиболее активно работа идет в Волосовском, Волховском, Всеволожском, Гатчинском и Лодейнопольском районах. Там органы местного самоуправления направляют заявления о нарушениях земельного законодательства в Россельхознадзор и в управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области. Это позволяет начислить дополнительный земельный налог правообладателям угодий.
В 2015 году в УФНС поступили материалы в отношении 58 правообладателей по 104 земельным участкам общей площадью 1,5 тысячи гектаров. Дополнительные расходы, необходимость обивать пороги налоговой и заполнять бумаги стимулируют владельцев продавать угодья более заинтересованным собственникам или использовать их по назначению.
Как считают ленинградские аграрии и чиновники, изменение федерального законодательства позволит ускорить работу по вводу пашни в сельхозоборот и значительно увеличить объемы производства аграрной продукции. Правительство Ленинградской области несколько раз обращалось в федеральный центр с инициативой о создании новой формы земельных отношений.
47-й регион, в частности, предлагал повысить земельный налог, ввести прогрессивную шкалу исчисления финансового бремени на неиспользуемые земли, упростить процедуру изъятия земель у недобросовестных сфобственников, изменить закон "О несостоятельности (банкротстве)", ограничив максимально возможные сроки процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций. Еще одна идея - наделить регионы полномочиями по проведению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Надел без торгов
Впрочем, изъяв землю, иногда бывает сложно передать ее реальным производителям сельхоз-продукции. Зачастую аграрии не имеют средств, чтобы приобрести землю на аукционах. В результате участки попадают в руки перекупщиков.
В Вологодской области, где не используется около 50 процентов аграрных земель, власти придумали, как решить эту проблему. В регионе разработали законодательную инициативу, позволяющую передавать невостребованные угодья ответственным собственникам по упрощенной схеме. Возможно, в будущем сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства смогут получить землю без проведения торгов. При этом цена такого участка не будет превышать 15 процентов от кадастровой стоимости, а арендная плата - 0,3 процента от кадастра.
- Этот законопроект поможет решить проблему запущенности земель сельскохозяйственного назначения, - отмечает председатель постоянного комитета Законодательного собрания области по аграрному комплексу и продовольствию Александр Калябин. - Невостребованные участки мы сможем передать хозяйствам, которым они действительно нужны и которые они будут использовать по назначению. Процедура будет значительно упрощена, как и расчет выкупной цены земли.
Вологодские фермеры приветствуют инициативу.
- Специфика нашей работы такова, что "свободных" денег у нас практически никогда не бывает, - признается руководитель одного из вологодских КФХ Иван Проклов. - Средства уходят сразу - то на корма, то на горюче-смазочные материалы, то на удобрения или лекарства. Я давно хочу расширить производство. Если бы я смог получить земельный участок неподалеку от хозяйства без торгов, я бы взял кредит.
Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС:
- Начнем с того, что в России не ведется мониторинг, в рамках которого можно было бы выявить масштабы неиспользования земли. Факт неиспользования отдельных участков устанавливается в ходе проверок. Масштабы в рамках страны видны только после сплошной сельскохозяйственной переписи. Однако последняя была только в 2006 году. В следующем году будет новая. Пока же масштаб явления не ясен. Это первый момент.
Второе, подавляющая часть земель, которые сейчас не используются, находится в неблагоприятных зонах или там, где издержки производства выше, чем потенциальные доходы от него. На таких территориях изымать землю экономически нецелесообразно, так как покупателя или арендатора все равно не найти. В этой связи вопрос о неиспользуемой земле и ее изъятии нужно ставить не в целом по стране, а именно в тех регионах, где на нее есть реальный спрос.
Сейчас существуют несовершенные механизмы изъятия неиспользуемых земель. Причем в них есть принципиальный момент, который и не планируют улучшать: изъятие начинается по итогам проверки уполномоченного лица. Это коррупционный момент по нескольким причинам: лиц мало, проверить нужно много. Поэтому могут применяться стимулы, чтобы уполномоченное лицо выбрало определенный маршрут проверок.
Как мне кажется, было бы полезно перейти от инициативы чиновника по проверке к инициативе предпринимателя, который видит неиспользуемый участок и хочет взять его в обработку. Он обращается в муниципалитет, и начинается процедура понуждения собственника участка к продаже или передаче земли в аренду. Такой подход применяется в ряде европейских государств, однако в нашей стране он пока даже не обсуждается.
Справка "РГ"
Правительство должно подготовить все предложения до лета 2016 года. Поправки в нормативно-правовые акты в сфере оборота сельхозземель Госдума рассмотрит следующей осенью. По словам главы аграрного комитета Госдумы Николая Панкова, речь может идти не только о корректировке законодательной базы, но и об изменении госпрограммы развития сельского хозяйства.