Южный IT-парк объявил о начале набора в бизнес-инкубатор

В Ростовской области начался второй отбор стартапов для размещения в бизнес-инкубаторе Южного IT-парка. По словам организаторов, в этом году от айтишников Ростовской области подано около 130 заявок. Желающих было так много, что прием документов пришлось продлить до начала декабря, рассказали в ОАО "Региональная корпорация развития" (РКР является создателем парка). Притом что резидентами могут стать единовременно лишь около 30 команд, конкурс составил более четырех проектов на место.

Как масштабировать успех

Глава РКР Виктор Гончаров объясняет такой ажиотаж среди бизнесменов успехом их предшественников. - Буквально несколько месяцев назад прошел "выпускной" первого набора. Из девяти команд, которые мы обучили, четыре уже получили от бизнес-ангелов на развитие первые миллионы рублей инвестиций, - отметил глава компании. - Учитывая то, что все проекты создавались фактически с нуля, а большинство резидентов не имели опыта ведения бизнеса, мы весьма довольны результатами. Сейчас, учитывая опыт первого набора, увеличиваем количество резидентов и создаем еще более интересные условия размещения в IT-парке.

Участники получают места исключительно на конкурсной основе. В течение нескольких месяцев они проходят обучение и консультирование в бизнес-инкубаторе. Примечательно, что при этом IT-парк не получает долю в компании, как это обычно бывает в отношениях стартапера и инвестора.

- Наша цель - показать молодым специалистам и командам, что в Ростове создан новый институт развития, благодаря которому с уникальной идеей можно получить доступ к "умным инвестициям", - отметил замгубернатора Ростовской области Михаил Чернышев, принимавший участие в торжественном старте второго набора.

- У Ростовской области нет задачи получать огромные прибыли от этого проекта, - пояснил Виктор Гончаров. - Южный IT-парк - это лишь одна из мер стимулирования инновационной экономики региона. Такую задачу поставил перед нами губернатор Ростовской области Василий Голубев. Кроме того, проекты, которые сегодня здесь рождаются, через несколько лет все равно окупятся налогами с этих компаний, позитивным имиджем Ростовской области, а также интересом к региону частных инвесторов и венчурных фондов.

Как было сказано выше, уже четыре компании из первого выпуска получили деньги на развитие. Но на самом деле статистика еще лучше: как оказалось, некоторым компаниям также поступали инвестиционные предложения, но они отказались от денег, так как поверили в собственные силы и рассчитали, что смогут справиться с трудностями роста самостоятельно. Например, глава проекта Web2print.pro Андрей Наумов признался, что продал собственную типографию и вложил все деньги в развитие онлайн-сервиса.

- Все идет так, как прописано в бизнес-плане. За него отдельное спасибо хочется сказать экспертам Южного IT-парка. Помогли выстроить проект так, что он стал не только рентабельным, но и масштабируемым, с перспективой многократного роста, - сказал Наумов.

Почти все компании первого выпуска поменяли концепцию своих проектов во время обучения. Так, интернет-магазин "Телега" задумывался как небольшой "местечковый" бизнес для продажи ростовчанам фермерской продукции. А сейчас инвестор помог молодой компании открыть собственный фермерский рынок на одной из самых модных площадок в центре города. Торговые ряды будут занимать целый этаж здания и приносить организаторам немалую прибыль.

Рецепты счастья

Сейчас - новые команды и новые идеи. Первый этап отбора, который прошел 27 - 29 ноября, получил название "Рабочие выходные". Основная его цель - доработка бизнес-идей команд для участия в декабрьском отборе. Ведь каждому участнику придется защищать свой проект перед ведущими экспертами Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), фонда Сколково и Greenfield Project.

Виктор Гончаров: Наша задача - создать инновационную экономику донского региона. / Пресс-служба

"Рабочие выходные" - это дополнительная возможность взглянуть трезво на свои планы и лучше осознать все подводные камни проекта. Даже на самом этапе знакомства эксперты фонда смогли задать участникам встречи такие вопросы, что поставили некоторых кандидатов в замешательство.

- В чем успех Google или Facebook? Почему они сумели стать первыми в мире? - сооснователь Greenfield Project Михаил Корнеев дает высказаться всем гостям, а потом высказывает свое профессиональное мнение. - Потому что они создали монополию на отдельно взятом рынке. И у вас задача такая же - стать главным "на своем огороде", а уже потом начинать экспансию по миру.

ИТ-инвесторы в течение двух дней бесплатно рассказывали ростовчанам о том, как нужно строить бизнес. Что важно, теоретические курсы они сочетали с практическими заданиями.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих стартаперов - они видят доходы не там, где их можно действительно получить. Или смотрят очень узко. Задача экспертов - еще на старте проекта, до создания прототипа, четко определить, какие услуги будут приносить максимальную прибыль при минимальных затратах.

Теория перемежается с практикой. Поэтому первое задание новичкам было такое: выделить три ключевые группы своих потенциальных клиентов, затем у каждого из них определить по три их главные проблемы, которые нужно решить. Третий этап - придумать для них простое решение.

Казалось бы, несложное задание. Но оно многих ставит в тупик. "У меня нет трех сегментов", "у меня одинаковое решение для всех", "у моего сегмента есть только одна проблема" - вот некоторые типичные ответы новичка. Они говорят об одном: проекту еще рановато выходить в большое плавание и биться на рынке с большими акулами. Впрочем, если идея оригинальна и жизнеспособна, эксперты ИТ-парка увидят это и помогут скорректировать его в нужном направлении.

Приятно удивила открытость Южного IT-парка: все материалы "Деловых выходных" они выложили в общий доступ в Сеть. Найти их можно, например, на официальной страничке IT-парка "ВКонтакте".

Как оказалось, среди гостей были не только соискатели места в IT-парке, но и уже состоявшие бизнесмены, которые, по их собственному признанию, просто пришли послушать умных людей.

Быстрее, больше, дороже

Программа второго бизнес-инкубатора, как предполагается, будет более насыщенной и эффективной, чем первая. Так, с самого начала обучения планируется активное участие федеральных экспертов. Знакомство стартаперов с инвесторами будет происходить теперь с первого дня пребывания в инкубаторе, это позволит готовить идеи под требования инвестора. Особое предпочтение будет отдаваться наукоемким проектам и проектам в интернет-сфере и робототехнике, сообщили в пресс-службе РКР.

Южный IТ-парк создан в 2014 году, и почти за год более тысячи молодых специалистов, студентов и представителей IТ-компаний из всех районов области посетили его образовательные лекции и мастер-классы. Налажено взаимодействие со всеми профильными учебными заведениями Ростовской области, проведены образовательные мероприятия по программированию. Разработана программа обучения и проведены образовательные курсы послевузовской подготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным IТ-специальностям. С одной стороны, бизнес-инкубатор готовит стартапы, с другой - обучает бизнес-ангелов правильно выбирать, инвестировать, структурировать сделки и дальше работать со стартапами. Создается настоящая IТ-экосистема региона, рассказали в компании.

Как отметил Виктор Гончаров, активная работа позволила объединить на площадке Южного парка региональное IT-сообщество, что можно позиционировать как успешный проект Региональной корпорации развития. Следующим шагом корпорации должно стать формирование венчурного фонда, с помощью которого можно будет выводить стартапы в большой бизнес.

Мнение

Дарья Шубина, руководитель регионального развития ФРИИ:

Ростовская область обладает мощной научной школой и выпускает ежегодно большое количество IT-специалистов. Однако, несмотря на это, раньше в регионе не было крупных успешных проектов. Сейчас мы видим, что власти обратили внимание на IT-отрасль, и уже есть первые результаты. Я думаю, со временем количество успешных стартапов будет только расти.