Эксперты пришли к выводу, что рынок продолжает расти благодаря хорошей выживаемости франшизных предприятий, и прогнозы по десятикратному увеличению количества точек франчайзинга к 2025 году вполне реалистичны.
Более 40% мирового товарооборота проходит через франчайзинговые сети. В России сегодня около 40 тысяч точек франчайзинга и около 1050 работающих франшиз. Еще около тысячи франшиз предлагается к продаже, но, по оценкам РАФ, больше половины из них "написаны на коленке" и не могут считаться полноценными франшизами. В 2010 году в России было 18,5 тысячи точек готового бизнеса. За пять лет рынок франчайзинга вырос в 2,5 раза. Во всем мире франчайзинг является инструментом международной экспансии. По оценкам РАФ, сегодня в мире Россия представлена единичными концепциями, но наше возможное присутствие оценивается минимум в 2,5 тысячи брендов.
По франчайзингу работают магазины и рестораны, медицинские и оздоровительные центры, учреждения образования, гостиницы. Готовый бизнес проникает в производство и в сельское хозяйство. Самыми востребованными сегодня на рынке являются франшизы стоимостью от 400 тысяч до 4 млн рублей. Но острее всего рынок ощущает дефицит франшиз за 1 млн рублей. Такие концепции могли бы предлагать именно российские компании, но пока они в меньшинстве, импортных франшиз все же больше.
"Спрос на качественные франшизы формируется в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте. Даже в этом году, несмотря на общеэкономический спад, готовый бизнес в России увеличился на 15%. Тем не менее по общему объему этого рынка наша страна серьезно отстает от партнеров по БРИКС. Наш рынок в пять-десять раз меньше", - говорит исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко.
Согласно исследованию НАФИ, только 2% предприятий ведут франчайзинговый бизнес в России, 17% хотели бы работать по такой схеме, а 35% опрошенных респондентов вообще не знают, что такое франчайзинг.
2015 год показал несколько ярких трендов, серьезно меняющих рынок готового бизнеса. Во-первых, банки практически перестали кредитовать франчайзи. Во-вторых, франчайзинг стал развиваться в нетрадиционных отраслях: агросекторе, строительстве, зоотоварах и ветеринарии. В-третьих, держатели франшиз усилили продвижение в соцсетях и в целом в Глобальной сети. РАФ и компания Google презентовали совместный проект продвижения франшиз. Россия стала четвертой страной в мире, где владельцы национальных концепций заручились поддержкой глобального интернет-сервиса. В-четвертых, многие франчайзи серьезно снизили паушальный взнос либо вообще его отменили. В-пятых, владельцы коммерческой недвижимости, потерявшие арендаторов, принимают решение заняться бизнесом самостоятельно, и покупка франшизы - наиболее быстрый способ начать получать прибыль.
В РАФ ожидают, что в 2016 году рынок не замедлит темпы роста и в процесс "франшизации" будут вовлечены госкомпании. "По нашим оценкам, например, Почта России может стать франчайзи в ближайшем будущем", - добавил Юрий Михайличенко.
Одна из наиболее перспективных отраслей для франчайзинга на ближайшие годы - частная медицина. Сегодня в частные медицинские организации обращаются 54% пациентов. Уровень удовлетворенности пациентов частными клиниками на 43% превышает уровень удовлетворенности государственными учреждениями здравоохранения. Особенно ярко проявляются преимущества коммерческих лабораторий, предлагающих высокий уровень сервиса. "В структуре франчайзинга России лабораторная диагностика занимает менее 3%. Рынок не консолидирован, здесь много мелких игроков. Более 50% мелких частных медицинских учреждений закрываются в первый год работы, не выдерживая конкуренции", - рассказывает Дарья Горякина, директор департамента розничного бизнеса "Лабораторной службы Хеликс".
По мнению эксперта, в этой отрасли выгоды франшизы очевидны. Без поддержки крупного федерального игрока в лице франчайзи малый предприниматель столкнется со сложностями в деле лицензирования, обучения и контроля медицинского персонала, серьезными инвестициями в лабораторный центр (от 100 млн рублей).
Еще одна перспективная отрасль - агентства недвижимости и риелторской бизнес. По словам Кирилла Кашина, президента компании "CENTURY 21 Россия", покупка франшизы серьезного франчайзи в этой сфере открывает неплохие перспективы. По его словам, рынок недвижимости не может упасть до нуля, он очень интересен и динамичен. "Российский риелторской рынок плохо развит. Здесь очень мало профессионалов, репутация профессии серьезно подмочена. При этом спрос на качественную услугу остается высоким. Каждый день закрываются несколько агентств недвижимости. Эксклюзивного предложения на рынке менее 10%. Агенты не хотят инвестировать в клиента ни время, ни деньги. Профессионалы уходят в другую сферу", - отмечает Кирилл Кашин. Все это создает благоприятную среду для работы по франшизе серьезных и глобальных франчайзи.
По словам Максима Мусселя, директора по развитию ВЦИОМ, покупка авторитетного бренда дает предпринимателям несколько преимуществ, которые могут быть неочевидны на первый взгляд. Бренд оказывает влияние не только на потребителей, но и на поставщиков: здесь и серьезные скидки на закупки, и недоплаты сотрудникам. Те уступки, на которые бизнес-партнеры и сотрудники не пошли бы ради малоизвестной компании, могут получить обладатели громкого имени.