- Наира Виленовна, какие тенденции в развитии фарминдустрии России в 2015 году вы назвали бы основными?
Наира Адамян: Основная особенность момента состоит в том, что в связи со сложной экономической и геополитической ситуацией, в которой сегодня оказалась Россия, на рынке сложились противоречивые тенденции. Например, санкции и необходимость усиления национальной безопасности страны актуализировали тренд, направленный на локализацию производства препаратов и субстанций. Он получил продолжение не только в индустриальной политике, но и в госзакупках, когда предпочтение отдается российским производителям. В то же время с точки зрения здравоохранения государству необходимо лечить пациентов инновационными препаратами, а многие из них иностранного производства. Это означает, что такие препараты должны найти свое место в стандартах терапии и соответственно в госзакупках независимо от их локализации.
- Не снизилась ли инвестиционная привлекательность нашего фармрынка?
Наира Адамян: Без сомнения, инвестиции в экономику являются стимулом роста ВВП, и мы видим усилия правительства по улучшению инвестиционного климата. Но, с другой стороны, дискуссии о параллельном импорте и принудительном лицензировании не добавляют "аппетита" иностранным инвесторам и привлекательности российскому рынку. В этой противоречивой рыночной ситуации необходимо найти основополагающую тенденцию. В связи с этим хотела бы подчеркнуть, что AIPM считает российский рынок перспективным и привлекательным, несмотря на сегодняшние сложности. Мы уверены, что более сбалансированный и взаимодополняющий подход с точки зрения индустриальной и экономической политики, а также политики в области здравоохранения обеспечит условия для роста российского фармрынка и повышения его инвестиционной привлекательности.
- Какой будет стратегия развития здравоохранения и российского фармрынка в среднесрочной перспективе?
Наира Адамян: На мой взгляд, развитие системы здравоохранения и фармрынка в целом будет положительным. Думаю, что экономические сложности будут смягчены ростом ВВП и более значительными инвестициями в здравоохранение. Усилия государственных органов позволят повысить эффективность системы здравоохранения и сориентировать ее на конечный конкретный результат. Одним из таких результатов, например, может стать введение лекарственного страхования, которое повлияет на развитие всего российского фармрынка и расширит доступ пациентов к инновационным медицинским технологиям, тем самым увеличив продолжительность жизни. Кстати, AIPM совместно с ассоциацией InPharma разработала и представила проект возможной модели лекарственного страхования. Некоторые элементы этой модели сейчас обсуждаются на различных экспертных площадках. Другим важным фактором развития отрасли является дальнейшая гармонизация российской системы регулирования обращения лекарств с лучшими международными практиками в рамках создания единого рынка ЕАЭС.
- Сейчас вы подводите итоги работы ассоциации в 2015 году. Какие задачи удалось решить?
Наира Адамян: Одно из ключевых достижений состоит в том, что AIPM удалось заявить о себе как о профессиональной организации, мнение которой учитывается госорганами при обсуждении вопросов здравоохранения. И это правильно, потому что в AIPM входят компании с огромным научным потенциалом и экспертизой, которая накоплена за десятки лет работы на различных рынках. Сегодня AIPM также является мощным двигателем локализационных процессов в России. И это касается не только производства, но и локализации научных исследований и разработок, образовательных и эпидемиологических проектов, клинических исследований и т.д. Совокупный объем инвестиций членов AIPM в российскую экономику уже превышает 2 млрд долл. При участии AIPM также были подготовлены правила GMP. Кроме того, AIPM является признанным лидером в регулировании и саморегулировании этических вопросов и политики ведения бизнеса. В этом отношении за последние годы фармрынок России стал гораздо более этичным и прозрачным.
- Какие приоритеты AIPM определила на 2016 год?
Наира Адамян: Приоритеты всегда неразрывно связаны с нашей миссией - работать на благо здоровья российских пациентов и улучшать систему здравоохранения. В связи с этим основным приоритетом AIPM по-прежнему будет обеспечение доступности современных эффективных препаратов для широкого круга пациентов.
Мы считаем, что наша задача - не только произвести инновационный препарат, но и обеспечить доступ пациентов к нему. И в этой сфере есть еще довольно много вопросов, требующих эффективного решения. Например, существующая система аукционов по инновационным препаратам. Если это единственный препарат, защищенный сильным патентом, то имеет смысл пересмотреть систему его аукционной закупки и начать переговорный процесс с компанией, т.к. она может пойти на серьезные уступки по цене, если будут оговорены конкретные объемы и более длительные сроки контракта. Нам кажется, что такой подход был бы эффективнее как с точки зрения экономии ресурсов государства, так и для увеличения доступа пациентов к инновационным препаратам. Среди других задач - дискуссия о принудительном лицензировании, вопросы ценообразования и формирования перечней, начало реализации пилотных проектов по лекарственному возмещению в регионах, гармонизация регуляторных требований с учетом документов ЕАЭС.
- Какие шаги необходимы со стороны государства для улучшения инвестиционного климата?
Наира Адамян: От государства компании - члены AIPM ожидают прежде всего предсказуемой политики, а также использования стимулирующих, а не ограничительных мер. Мы считаем важным и положительным сигналом то, что постановление правительства от 30 ноября 2015 года позволяет считать упаковку локальным продуктом до конца 2016 года. Это поможет компаниям, уже находящимся в процессе локализации, ее закончить. С другой стороны, вызывает тревогу дискуссия о локализации субстанции и преференции в госзакупках тем компаниям, которые ее осуществляют. Нам кажется, что диалог о локализации субстанций не имеет экономической основы ни для иностранных, ни для российских компаний. Маловероятно, что локализация субстанции приведет к снижению стоимости лекарств.
Мы также обеспокоены жесткой зависимостью процесса формирования перечня ЖНВЛП от локализации и дискуссией на тему замораживания на пять лет включения в ЖНВЛП вновь зарегистрированных препаратов. Это означает, что российские пациенты будут иметь доступ к инновационным разработкам, как минимум, на пять лет позже, чем пациенты в развитых странах. Мы считаем, что для создания сильной российской фарминдустрии необходимо сфокусироваться на передаче исследовательских технологий и громадного инновационного потенциала крупнейших фармкомпаний мира в нашу страну. Ведь основная ценность нашей индустрии - это именно инновации, а вовсе не производственные технологии. В связи с этим непонятно, почему сейчас государство ориентировано исключительно на перенос производственных технологий. Наконец, мы видим необходимость внедрения более эффективной процедуры инспектирования всех производителей на соответствие стандартам GMP. Она обеспечит равный и недискриминационный подход к контролю качества и производства препаратов независимо от страны их происхождения.
- Какой подход способствовал бы решению этих проблем?
Наира Адамян: Я уверена, что найти ответы на все острые и актуальные вопросы обязательно поможет развитие диалога AIPM и государственных институтов при участии крупных игроков рынка. Он обеспечит тот самый баланс, который, во-первых, будет стимулировать инвестиции международных фармацевтических компаний, во-вторых, развивать российское фармацевтическое производство и, в-третьих, обеспечивать широкий доступ российских пациентов к инновационным технологиям по более разумной цене.