В режиссерское кресло новых "ЗВ" сел Джей Джей Абрамс - шаг сколь логичный, столь и снимающий большинство вопросов относительно результата задолго до премьеры. Логичный - потому что именно Абрамс как никто другой может считаться уже неюным падаваном Джорджа Лукаса в смысле преемственности в использовании режиссерских ходов.
Джордж Лукас придумал пресловутый highconcept-кинематограф, а Абрамс наиболее последовательно воплощал его основные постулаты в жизнь.
У Лукаса, впрочем, эффект от highconcept вышел более-менее одноразовым (но грандиозным и растянутым на три действительно великих картины), а затем и он сам, и масса режиссеров, радостно устремившихся по проторенному им пути, начали производить тонны безжизненной пластмассы. Джей Джей Абрамс в лучших своих проектах (и режиссерских, и продюсерских) умел разогревать эту пластмассу почти до температуры человеческой кожи - из-за чего возникал обманчивый эффект, что она живая ("Супер 8", "Монстро"). Во всех остальных у него выходила прекрасно-безмозглая карусель: аттракцион, к которому можно предъявить миллион претензий, но по итогам не хочется предъявлять ни одной - просто потому что человек умеет делать зрителю и хорошо, и нескучно.
Так что странно было бы ожидать, что Абрамс на исходе пятого десятка лет вдруг перепрошьется и встанет с режиссерского кресла "Звездных войн" новым автором, создателем чего-то оригинального и стоящего по-настоящему обстоятельного разговора. За оригинальность тут, пожалуй, даже и побили бы - когда на кону стоит продолжение "библии" масс-культуры XX века (а именно этим "Звездные войны", безусловно, являются), тут не до самоуправства, костры инквизиции за неканонические трактовки поклонники разведут моментально.
Он в итоге и подошел ко всей затее с перезапуском "ЗВ" как к обращению к священному тексту, которому нужна не столько новая глава, сколько стирание пыли с обложки. Все важные темы оригинальной трилогии здесь обыграны один в один, вплоть до повторения не просто каких-то сюжетных линий, но и отдельных диалогов и даже ракурсов. Святость и прикосновение греха, поиски спасителя, отцеборчество, невозможная любовь - если вы можете вспомнить эпизоды из классической трилогии, которые иллюстрируют эти понятия, то будьте уверены, что ровно такие же эпизоды будут и тут. Иногда для придания конструкции изящности их смысл и итог вывернуты наизнанку: ну то есть папа тут, например, положительный Хан Соло, а его сын от принцессы Леи - перешедший на темную сторону силы эпигон Дарта Вейдера.
С одной стороны - бальзам на душу фанатов. Этого бальзама тут вообще не жалеют. Мало того, что новые герои франшизы повторяют за старыми, так еще и старые - от уже упомянутого Хана Соло и принцессы Леи (Кэрри Фишер) до жизнерадостных роботов R2D2 и C3PO - постоянно врываются в кадр и сентиментально вспоминают молодость, выжимая из зрителя ностальгическую слезу. Новые "Звездные войны" ничего не добавляют к уже рассказанной 40 лет назад истории - и, наверное, не из-за того, что Абрамсу вдруг нечего рассказать, а по самой банальной причине: тема целиком и полностью исчерпана, и остается только паразитировать на старом сюжете, старых героях, старых идеях, старом всем.
Самая, пожалуй, поразительная и при этом наиболее точная параллель к новым "Звездным войнам" - это картина Тимура Бекмамбетова "Ирония судьбы-2". Там ведь тоже более-менее молодые артисты в меру сил разыгрывали старую добрую пьесу в новогодних декорациях, а постаревшие персонажи оригинального фильма были кое-как вписаны в сюжет. В "Иронию судьбы-2" в свое время не бросил камень только ленивый, картине Джей Джей Абрамса вряд ли стоит ждать столь же серьезной обструкции - хотя бы из-за того, что на профессиональном уровне вопросов к ней не возникает. В целом это неплохой одноразовый блокбастер, в котором видны все вложенные в него 200 миллионов долларов и каждая минута которого говорит о том, как в современном кино маркетинг побеждает искусство.
В этот момент не лишним будет вспомнить, что Джордж Лукас в свое время считался одним из отцов Нового Голливуда - поколения авторов (Скорсезе, Коппола, Фридкин и т. д.), вернувших американскому кинематографу человеческую интонацию в 70-е годы прошлого века. Парадокс, но в том числе и рецепты Лукаса довольно быстро погубили Новый Голливуд. Вслед за гонкой бюджетов усилился студийный контроль над режиссерами, и вот уже от человеческой интонации в сверкающих подростковых блокбастерах не остается и следа - одно лишь ее отражение.
И "Звездные войны" Абрамса, в которых не столько персонажи, сколько симулякры симулякров два с лишним часа исполняют старые песни о главном на бис, в каком-то смысле резюмируют смысл поговорки "за что боролись - на то и напоролись".
Стоило ли ради этого вообще открывать лавочку - большой вопрос.
Чего не было во всех этих подробностях, так это места для троицы, которая влюбила в себя многомиллионную армию поклонников: Керри Фишер, сыгравшей принцессу Лею, Марка Хэмилла в роли ее брата и, конечно, Харрисона Форда в образе космического бродяги Хана Соло. Из этой троицы только Форд пробился в высшую лигу Голливуда, сыграв победительного Индиану Джонса и еще десяток запоминающихся ролей.
Керри Фишер совместила работу в кино с театром и литературой, добившись там определенного, но не грандиозного успеха, а Марк Хэмилл после крупной автоаварии стал озвучивать мультипликацию, играя иногда в эпизодах.
И вот труба вновь призвала их для борьбы с Темной Силой. Режиссеру Джей Джей Абрамсу, фанатику сайенс фикшн, был дан карт-бланш, а также еще недавно немыслимые 200 млн долларов на съемки масштабного продолжения великой космической оперы. Еще столько же потрачено на маркетинг, и жестокий Уолл-стрит ожидает не менее полутора миллиардов прибыли, иначе - обидится.
Перед премьерой фильма исполнитель роли неувядающего Хана Соло Харрисон Форд встретился с корреспондентом "РГ" и рассказал о своей работе в "Пробуждении Силы" - первой картине новой трилогии "Звездных войн".
Возвращение вашей троицы в далекую галактику вызвало взрыв сентиментальных откликов в социальных сетях. Чувствовали ли вы такой же прилив сентиментальности?
Форд (вяло и довольно мрачно): С какой стати? Индустрия есть индустрия, и актеры пересекаются в разных проектах. Кроме того, когда ежедневно, бреясь, смотришь в зеркало - как-то не замечаешь, что годы идут. А потом повстречаешь партнеров, с которыми играл молодых людей, и радости тебе это не прибавляет.
То есть работали вы без удовольствия?
Форд: Нет-нет, ничего подобного! Во-первых, режиссер Джей Джей Абрамс приятно поразил меня могучей фантазией. Я-то грешным делом считал, что там уже придумать ничего нельзя: летают, стреляют, на световых мечах дерутся... Не могу раскрывать секреты, а то получится спойлер, но Абрамс привнес столько нового, что на десяток фильмов хватит. Во-вторых, молодые актеры - вот кто безоговорочно меня восхитил. Дэйзи Ридли, Джон Бойага и конечно Лупита Нионго, да и все участники молодой команды были правильно отобраны, хорошо срежиссированы и сами по себе замечательно талантливы. Вы же понимаете, что при всей нашей кинобиографии, Соло, Люк и Лея не могут быть главными героями космической оперы - зрителю нужны молодость и красота. Вот эти ребята и вынесли картину на своих плечах, за что им слава и уважение.
Хан Соло стал легендой, хранимой в сердцах зрителей. Неужели он смирился с ролью второго плана?
Форд: Нет, он вполне видим и вполне героичен. Он по-прежнему продолжает гонять по галактике вместе с верным Чубаккой -- просто стал старше и мудрей. И когда он понадобился, чтобы поделиться опытом с молодыми бойцами, то не отлынивал и не ссылался на возрастные болезни - стал с ними в один строй.
Как долго, на ваш взгляд, Голливуд будет возвращаться к "Звездным войнам"? Ведь это уже седьмая картина саги, не считая мультфильма "Войны клонов".
Форд: Я продюсировал довольно много фильмов и твердо знаю, что никто в здравом уме не будет забрасывать рудник, пока в нем еще есть золото. А есть ли там золото, может показать только рынок, потому что такой гигант, как Disney, может позволить себе многомиллионные инвестиции и пригласить в каждый очередной проект первоклассных специалистов, обеспечивающих самое высокое качество результата. В свое время я просил Джорджа Лукаса прикончить Хана еще в "Возвращении Джедая", потому что мне казалось, что образ полностью амортизировался - теперь признаюсь, что был неправ. Амортизировалась ли история в целом? Тоже не думаю: время от времени на экраны выплескиваются вполне качественные и успешные картины, которые, если вдуматься, есть не что иное, как кузены, дети, а то и клоны "Звездных войн".
Насколько комфортно вам работалось в этом фильме?
Форд: Творчески - очень комфортно. В самом начале работы режиссер спросил, что мне не нравится в сценарии. Такого не было вовсе. Тогда он уточнил: может быть, что-то в роли давит мне в плечах? Мы вместе проработали текст, и я нашел парочку, не больше, ситуаций и две-три реплики, которые не вызывали у меня восторга. Мелочи, конечно: автор сценария Лоуренс Каждан участвовал в "Звездных войнах" с самого начала проекта и прекрасно знал мои актерские предпочтения. Но и эти мелочи были немедленно удалены или переделаны, так что в этом смысле все было безупречно.
А в каком - не было?
Форд: В физическом. На второй день съемок на меня упала дверь моего же, черт бы его побрал, межзвездного летательного аппарата. Упала и сломала мне ногу, так что съемки с моим участием пришлось отложить. Вот в этом смысле радости было мало.
Ну и кто же лучший пилот: Харрисон Форд, недавно свалившийся со своим самолетом при посадке в аэропорту, или Хан Соло, на которого упала дверь?
Форд (наконец-то улыбаясь): Мы так срослись за годы, что стали буквально сиамскими близнецами, но все-таки думаю, что я. Ханс Соло после инцидента отлеживался гораздо дольше, чем Харрисон Форд после своей аварии. Я очень быстро восстановился и опять летаю.
Подготовила Марина Очаковская, Лос-Анджелес