Пермские энтузиасты начали реставрацию чудом сохранившегося Ил-14

Его хорошо видно с Нестюковского тракта, если ехать со стороны Кунгура в направлении улицы Леонова краевого центра - он похож на присевшего на корточки пожилого богатыря. Чуть опущенные к земле крылья-руки с бицепсами-двигателями как бы говорят: "Еще немного отдыха, и снова в путь". Но вблизи становится ясно: этот Ил-14 с бортовым номером СССР-29112 уже давно не видел неба.

Но надежда, что он снова наберет высоту, есть. Восстановлением лайнера занялась группа пермяков, молодых энтузиастов.

Трудовой путь

- Этот самолет был выпущен в конце 50-х годов прошлого века и принадлежал пермскому "Авиадвигателю". Использовался как своеобразное такси, летал по нуждам завода: ну, специалистов надо куда-то перевезти, двигатель, детали,  - рассказывает Иван Зоричев, один из членов инициативной группы. - И сохранился он чудом. Насколько нам известно, практически все машины, поистине легендарные, давно уже ушли в переплавку.

Этот самолет мог взять на борт до тридцати пассажиров, а также - перевозить автомобиль ГАЗ-69. Лайнер зарекомендовал себя как очень надежный, безопасный и простой в управлении и обслуживании. Был способен взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием.

- Но в конце восьмидесятых этих "Ильюшиных" начали массово списывать, и этот тоже "вышел на пенсию", - говорит Иван. - Однако самолет прошел капитальный ремонт, и потом борт отправили на аэродром во Фролах, чтобы возить парашютистов.

Впрочем, отмечает Иван, последний период продлился недолго. Оказывается, Ил-14, как и другой ветеран авиации - Ан-2, летает на авиационном бензине. А его в России практически не производят, да и стоит дорого - 120 рублей за литр. И если учесть, что за один полет двигатели "съедали" до 500 литров топлива, то становится ясно: овчинка выделки не стоит.

Годы безвременья

Старичка откатили на край летного поля, где он постепенно за двадцать лет погрузился под собственным весом в землю - лег на брюхо. В девяностых предприимчивые граждане захотели сделать из него то ли бар, то ли баню, но что-то не заладилось, - и бизнес не пошел.

Затем самолет подвергся разграблению - неизвестные украли топливные баки, элементы интерьера, разбили иллюминаторы из прочнейшего плексигласа и ободрали с рулей перкаль (хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некрученых нитей, покрытая лаком. - прим.ред.). Однако часть навигационных приборов удалось спасти - это оборудование сегодня лежит на складе.

Пожалуй, от окончательной гибели Ил спасло то, что аэродром находится относительно далеко от Перми и других населенных пунктов - а так бы давно закончил свои дни в металлоломе.

От окончательной гибели Ил-14 спасло то, что аэродром находится вдалеке от Перми, иначе он давно закончил бы свои дни в металлоломе.

И вот в 2012 году нашлись ребята, которым стало жаль погибающего лайнера. Самолет очистили, выкопали, в чем им помогали авиалюбители из ДОСААФ, вытащили из трясины трактором и переместили на ровную площадку.

- Я приезжаю сюда постоянно к нашему Илюшеньке, переживаю очень, что снова начнут его грабить и ломать, - говорит член инициативной группы Светлана Новикова. - Раньше здесь вообще не было никакой охраны, сейчас-то охраняют уже. Однако в первую очередь мы хотим поставить новые иллюминаторы. Мы понимаем, что их по уму надо ставить практически в последнюю очередь, но нам необходимо показать разным "мимопроходящим", что этот самолет не брошен, что это именно самолет, а не свалка, с которой можно спереть что-то на дачу или домой в качестве сувенира.

Дать вторую жизнь

Сейчас ребята занимаются салоном. Сняли всю обивку, пришедшую в негодность, и ободрали утеплитель - им оказалась обычная стекловата, поэтому работать пришлось в масках-респираторах и специальных костюмах.

- Мы были немало удивлены, когда обнаружили птичье гнездо, свитое из этой самой стекловаты, - рассказывает Светлана. - Это какие-то суровые птицы, если они могут жить в таком материале.

Пока идет уборка, самолет осматривают специалисты - по их словам, в полном порядке пребывают все гидравлические системы, и двигатели, во всяком случае на вид, тоже работоспособны. Но до их запуска еще очень далеко.

- Сейчас мы составили смету на краткосрочный период - примерно до следующего лета. В нее входит обдирка и перекраска корпуса, смена обшивки, иллюминаторов, и наружная покраска, чтобы придать самолету нормальный вид, - перечисляет Светлана. - Затем затянем перкалем наружные плоскости. На это нам надо около 50 тысяч рублей, может, чуть больше.

Далее установка и подключение приборов, частичная замена проводки.

- Если честно, то для подъема этого самолета в воздух нам потребуется очень много сил, времени и денег. Часть силовых элементов самолета за двадцать лет стояния, а потом лежания оказалась подвержена коррозии, - отмечает Иван Зоричев. - Но не думаю, что с запчастями возникнут сложности, - самолет этот был достаточно массовым, поэтому детали найти можно. А если учесть, что конструкция самолета достаточно проста и продуманна, то, в принципе, недостающие узлы можно будет изготовить самостоятельно или заказать.

На "косметику", подсчитали энтузиасты, в общей сложности нужно тысяч 120-150. А вот сумма, необходимая на то, чтобы ветеран вновь вдохнул неба, пока непонятна, но речь идет о двух и более миллионах целковых.

- Мы понимаем, что это колоссальная задача - собрать такое количество средств. Тем более, что формально мы даже не имеем на это права - самолет, вернее, то, что от него осталось, принадлежит ДОСААФу, - говорят ребята. - И общество вовсе не обязано его восстанавливать. Но мы не можем рассматривать Илюшеньку как металлолом. Ему надо в небо.

Справка "РГ"

Ил-14 (по кодификации НАТО, Crate - "Ящик" или "Контейнер") - советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолет. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревших Ли-2 и Ил-12. Первый полет совершил 13 июля 1950 года, регулярные перевозки пассажиров на самолетах Ил-14П начались 30 ноября 1954 года.

Кстати

В состоянии летной годности в России находятся сегодня три самолета этой марки. Первый Ил-14, "Советский Союз" RA-0543G, отремонтированный энтузиастами из Санкт-Петербурга, базируется на аэродроме Горелово. Второй, "Пингвин" RA-1114K, восстановленный командой "Альбатрос-Аэро", базируется на аэродроме Орловка в Тверской области. Третий, "Голубая Мечта" ФЛА-01707, восстановленный группой энтузиастов, совершил первый полет после ремонта в мае 2014 года с аэродрома Тушино в Москве и теперь также базируется в Орловке.

Комментарий

Дмитрий Чернышев, исполнительный директор Пермского авиаспортивного клуба ДОСААФ России:

- Мы хотим сделать на базе аэродрома во Фролах музей авиации, и у нас уже есть довольно много экземпляров техники. Насчет поднять Ил-14 в воздух… Это, конечно, очень здорово, правда, мы об этом даже не думали. Но если ребята смогут - мы только "за" и будем помогать. Нам повезло, что лайнер не разграблен полностью, и это огромный плюс, теоретически его можно поставить "на крыло". Но поймите, воздушное судно, если оно готово подняться в воздух, требует постоянных полетов, поскольку "только в полете живут самолеты". И надо очень много средств вкладывать в них. Мы обращались к крупным компаниям с просьбой помочь, но не нашли отклика. А на Западе, к примеру, на ретро-авиации делаются приличные деньги. Но даже если просто выставлять Ил-14 на земле как экспонат, уже будет замечательно. Хочу отметить, что это очень редкий самолет, и продавать его мы не собираемся - он бесценен.

Куда обратиться

Страничка пресс-секретаря инициативной группы Светланы Новиковой в социальной сети.