Эксперты уверены: рост связан с сокращением расходов автовладельцев на услуги официальных дилеров иностранных производителей. Самый значительный прирост автосервисов в Краснодаре (376 сервисов, или 45,7%). На втором месте - Ярославль, СТО в нем стало больше на 43% (всего - 143 сервиса). Замкнула тройку лидеров Москва, где число автосервисов увеличилось на 39,2% (всего - 2882). В 15 российских городах-миллионниках число автосервисов с января по ноябрь 2015 года выросло на 19,6%. В 2014 году рост был в два раза скромнее - 9,6%.
Формально рынок независимых СТО в нашей стране развит адекватно автопарку. В России около 18 тысяч таких предприятий. Для сравнения, в Германии независимых СТО около 20 тысяч при сопоставимой численности автопарка. "Но если копнуть глубже, выясняется, что в Германии есть еще около 18 тысяч официальных дилерских центров техобслуживания. В России таких всего около пяти тысяч. При этом число сложных в обслуживании иномарок в автопарке нашей страны постоянно растет. Это уже не "Жигули", которые можно самому починить. Так что потенциал для роста спроса на услуги качественного авторемонта достаточно большой. При этом отмечается усиление конкуренции между независимыми СТО, занимающимися трех-десятилетними иномарками. Самая жесткая борьба за выживание сейчас идет среди мелких неспециализированных, "гаражных" автомастерских, ориентированных на владельцев автомобилей старше 10 лет - их основная клиентура сильнее всего страдает от падения доходов, вызванного экономической ситуацией", - говорит Эдуард Дигель, глава NGK Spark Plug Eurasia.
Многие неспециализированные автосервисы испытывают сейчас серьезные проблемы с клиентским трафиком - вплоть до угрозы банкротства. Но специализированные СТО с хорошей репутацией чувствуют себя хорошо и сейчас. "Автодилеры жалуются, что все больше клиентов не хотят обслуживать машины в их сервисах, а в некоторых регионах владельцы GM и Opel остались без гарантийного обслуживания. То есть появляется все больше автомобилей, которые нуждаются в ремонте или в поддержании технического состояния. Рынок реагирует на это организацией автосервисов, которые смогут качественно отремонтировать машину по цене ниже, чем у официальных дилеров. Вполне возможно, что эти сервисы организовывают и работники официальных дилеров иностранных производителей, которые попали под сокращение в связи с плохими продажами. Они знают, что и как делать, да и, наверное, есть доступ к потенциальным клиентам", - отмечает Джалил Куряев, директор федерального проекта по поддержке предпринимательства "Бизнес Нация".
Хотя рынок автосервисов растет, эксперты не называют его перенасыщенным. Количество автомобилей в России увеличивается, но происходит и "общее старение автопарка". Если в 2008 году на вторичном рынке продавались машины в среднем 8 лет, то в этом году средний возраст авто достиг 12 лет. "Большинство населения в ближайшем будущем будут интересовать качественные услуги по максимально выгодной цене. Официальные дилеры идут навстречу клиентам и проводят многочисленные акции и дисконтные программы, чтобы клиенты получали требуемое качество за приемлемые деньги. Открытие собственного небольшого автосервиса сейчас кажется перспективным, хотя и затратным. Запуск сетевого автосервиса по франшизе будет стоить около 10 млн рублей. Окупаемость будет зависеть от капиталовложений и не всегда оправдывается", - считает Алексей Кирдяшов, директор по послепродажному обслуживанию "Ауди Центр Варшавка".
Данные "Автостата" подтверждают, что потребители все чаще экономят на автосервисе и уходят на обслуживание в независимые СТО, не дожидаясь срока окончания гарантии. "Эта тенденция отражает взросление рынка. Например, в США дилеры выполняют только 15% объемов работ по обслуживанию и ремонту, 5% - автотранспортные предприятия, и около 80% работ выполняют независимые СТО", - говорит Алексей Лещенко, генеральный директор "Автомама".