Проверка Ростехнадзора показала, что причиной блэкаута 5-6 ноября в Петербурге стал человеческий фактор - неорганизованность и несогласованность действий основных служб, ответственных за энергоснабжение. Доклад об этом представил руководитель Северо-Западного отделения Ростехнадзора Григорий Слабиков на заседании штаба по обеспечению безопасности городского энергоснабжения.
По сути, причиной стали действия рабочих, которые при перекладывании теплотрассы вызвали короткое замыкание на Автовской ТЭЦ, задев важный кабель ковшом экскаватора. Сам по себе разряд такой мощности не мог бы вызвать такие глобальные последствия, как отключение электричества в пяти районах города. По данным Ростехнадзора, защитное устройство сети не осматривали с лета, а это является грубейшим нарушением правил техники безопасности. Устройство не было включено в тот момент, когда произошел сбой, и это привело к выходу из строя сразу нескольких подстанций по всему городу. Устранение аварии заняло более пяти часов, ремонт продолжался и на следующий день, когда блэкаут повторился, и снова из-за человеческого фактора.
Исходя из доклада, ответственные работники изначально неправильно составили план ремонта, в итоге сработала запущенная накануне система защиты, которая отключила часть оборудования, часть стала работать автономно. Об этой ситуации диспетчеру не доложили, снова запустили систему, даже не проверив, а работает ли она вообще. В итоге были обесточены Кировский, Московский, Адмиралтейский районы, около 140 подстанций и около 24 тыс. жителей, в зону отключения попали важные социальные объекты, начался транспортный коллапс.
Проверка нашла еще кучу нарушений на месте - например, у подрядчика с экскаватором не было разрешения на работы, ограждение вокруг участка не поставили, на объект мог попасть кто угодно. Всю вину за произошедшее возложили на людей, которые просто никак не скоординировали свою работу и не выполнили элементарных правил. По словам руководившего совещанием вице-губернатора города Игоря Албина, каждый виновный в случившемся должен быть наказан - прежде всего отстранен от работы. Также заговорили о проведении проверки уровня квалификации персонала городских ТЭЦ. Вопрос в том, почему этой проверкой и оценкой уровня сотрудников не озаботились ранее. В итоге все понесут наказание постфактум, а о том, что могло бы предотвратить блэкаут, пока речи не ведут.
Несомненно, контроль доступа, уровня безопасности и соблюдение базовых правил должны лежать в основе такой работы, как при перекладке кабеля в первом случае, так и при устранении последствий любой аварии, как во втором. Когда похожее по масштабам отключение произошло в городе несколько лет назад, тот же Слабиков сказал, что люди просто не знают, как работает оборудование подстанции, и не представляют технологии. Вывод - пока не будет организовано грамотное обучение персонала, такие аварии будут происходить и дальше.
Расследование ноябрьского блэкаута в Петербурге продлится до конца декабря, сообщил вице-губернатор Игорь Албин на заседании штаба. Тогда, возможно, проанализируют причины и выяснят, почему же вообще возник этот "пресловутый человеческий фактор".