- Григорий Петрович, каким будет новый регулятор?
- Наделение одного федерального органа исполнительной власти полномочиями по управлению интеллектуальной собственностью позволит сформировать эффективный механизм партнерства бизнеса и власти в работе с объектами интеллектуальной собственности. Сегодня эти полномочия находятся в ведении практически всех федеральных органов исполнительной власти. Так, государственную политику в области интеллектуальной собственности формирует минобрнауки, функции по управлению авторскими и смежными правами принадлежат минкультуры, вопросами промышленной собственности занимается минэкономразвития, а функции, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности, есть у минобороны и минсельхоза. Роспатент в этой системе пока наделен контрольно-надзорными и регистрационными полномочиями в сфере интеллектуальной деятельности. В такой ситуации бизнесу сложно получить ответ на вопрос, к кому обращаться со своей интеллектуальной деятельностью, с разработками за получением господдержки.
Бизнес и власть должны вести общий разговор не просто о технологиях и инновациях, а говорить конкретно, как в гражданско-правовом обороте защищено изобретение, какое значение для развития бизнеса имеет наличие того или иного товарного знака. При появлении единого федерального органа, отвечающего за управление в сфере интеллектуальной собственности, бизнес увидит функцию государства в содействии получения патента и коммерциализации изобретений, то есть в реализации патентных возможностей во всей отрасли, к которой бизнес имеет отношение.
- Каков вклад результатов научно-технической деятельности в экономику страны?
- Анализ влияния использования результатов научно-технической деятельности на рост ВВП за 2009-2014 годы, проведенный в том числе по материалам Высшей школы экономики, показал, что доля инновационной продукции и доля реализации патента в последние годы непрерывно росла. Доля от использования результатов научно-технической деятельности в объеме ВВП в прошлом году составила 5,1%, при этом с 2009 года она росла примерно на 1,5%. За 2014 год организациями добывающей, обрабатывающей и энергетической отраслей было отгружено инновационной продукции на 3579,9 млрд рублей, а суммарный эффект от экспорта патентов, лицензий, ноу-хау и другой научно-технической продукции составил 64,7 млрд рублей. В наших планах создать точную методику расчета экономического эффекта от использования объектов патентных прав.
- Роспатент может сыграть ключевую роль в развитии инноваций в российской экономике. Будет ли Роспатент работать по продвижению новых технологий не только внутри страны, но и на международном уровне?
- Ключевую роль в развитии инноваций будет играть минэкономразвития, а Роспатент выделяет один аспект в инновационной деятельности - работа с интеллектуальной собственностью. Чтобы инновационная деятельность была эффективна, люди должны понимать ее уровень. Если работа связана с патентованием, с изобретениями, оформлениями ноу-хау, то есть секретами производства, с оборотом объекта интеллектуальной собственности - все это самый высокий уровень реализации инновационной деятельности.
Чтобы запатентовать изобретение, нужно доказать, что оно имеет мировую новизну, что у него высокий изобретательский уровень, обосновать, что изобретение промышленно применимо в экономических условиях и конкретных отраслях. После всего объект интеллектуальной собственности готовится и адаптируется под использование. И это наивысшая форма работы с научными достижениями и результатами интеллектуальной деятельности. Именно поэтому задача Роспатента наладить работу по содействию патентования. Тогда нам удастся добиться повсеместного эффективного производства научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ на государственные средства. Сейчас важно, чтобы эти работы завершались хотя бы подачей патентной заявки, уже тогда это будет большое достижение для нашей страны.
- Что нужно для стимула?
- Нам необходимы типовые контракты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, типовые контракты по лицензионным договорам в отношении различных объектов промышленной собственности, необходимо создание патентных ландшафтов по отраслям экономики.
Интеллектуальная собственность - это высшая форма инноваций и часть инновационной деятельности, которую нужно выделять отдельно. К инновациям можно отнести идеи, образование, науку, организацию производства и менеджерские способности компании, маркетинг, прогнозирование, но если это все не подкреплено понятием интеллектуальная собственность, то это будет всего лишь хаотичная деятельность. В стране нет понимания, что такое интеллектуальная собственность. Для разъяснения нам не нужно создавать или менять законы, нам нужно добиться применения существующих норм. У нас есть секреты производства - ноу-хау, но экономические субъекты, крупные предприятия практически не используют их как инструмент закрепления за собой прав. Научно-техническая деятельность должна быть закреплена, выражена и представлена обществу для пользования.
Если мы не найдем форму взаимодействия по вопросам интеллектуальной собственности, если мы не будем использовать это понятие широко и повсеместно, то инновационная деятельность не будет иметь того объема, который необходим для развития нашей страны.
- Как открытие представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в Сколково скажется на уровне охраны интеллектуальной собственности и развития инфраструктуры, стимулирующей инновации?
- Офис в Сколково - это инфраструктура, где создаются инновации. Наше сотрудничество с ВОИС имеет стратегический характер. Прежде всего в нормативном регулировании интеллектуальной собственности на международном уровне. На международном уровне должны регулироваться в том числе вопросы интеллектуальной собственности в Интернете. Какой компьютер покупать, определяет сам пользователь, а вот как обращаться в интернет-пространстве с интеллектуальной собственностью - это нужно решать на международном уровне. При этом в сотрудничестве с ВОИС мы пропагандируем идеи интеллектуальной собственности и ведем разъяснительную, образовательную работу, реализуем совместные программы поддержки малого и среднего бизнеса в патентовании. В центрах поддержки технологий и инноваций могут объяснить, как приобрести патент и для чего, как он работает. Там расскажут, как оформить товарный знак и подать заявку на патент не только внутри страны, но и выйти на международный уровень. Таких центров уже 134 в 63 регионах, но о них многие не знают. Только в Татарстане - 17, а в Свердловской области - 9 центров, которые предоставляют информацию, обучают и обмениваются сведениями с другими субъектами. Мы надеемся, что их потенциал будет расти.
- Людям, генерирующим передовые идеи в бизнесе и науке, необходимы уверенность и правовая защита. Какие меры будут приняты для взаимодействия ведомства и правообладателей?
- Изобретатель до того, как он подал заявку, находится в уязвимом положении. Он должен держать в секрете свое изобретение и во всем ограничиваться, а как только он подал патентную заявку, он стал элементом системы гражданского оборота, ему предоставляется правовая защита не только Российского государства, но и мировая. Все государства в силу соглашения по интеллектуальной собственности обязаны его охранять. Кроме того, бизнес-возможности должны быть представлены изобретателю еще в тот момент, когда он начинает разработки, а на этапе завершения своего проекта он должен иметь полное представление о его реализации, в этом случае этот продукт будет востребован. Продукт должен иметь экономический эффект и быть нацелен на получение достойного вознаграждения. Последнее особо важно, ведь это средства на дальнейшие разработки.
- Как можно обязать оформлять патент?
- Обязать нельзя, надо объяснить бизнесу и людям важность патента для его же собственных интересов и показать все возможности его прав. Кроме этого, их надо научить подавать заявку. Люди должны понимать, чем отличается изобретение от промышленного образца или как полезная модель с этими двумя соотносится. Мы обучаем специалистов по этому направлению, ведь человек, который знает, как продвигать разработки, движет прогресс. А вот результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет государственных средств, должны быть закреплены патентами. Этого государство может потребовать.
- С 15 января 2016 года палата по патентным спорам при Роспатенте будет дистанционно рассматривать заявления и возражения жителей регионов. Насколько прозрачна такая процедура?
- Есть вещи, которые требуют срочного реагирования, - это рассмотрение жалоб и возражений на решения Роспатента. Для участия в заседаниях палаты по патентным спорам люди из регионов по несколько раз вынуждены приезжать в Москву, тратить время и деньги на дорогу и проживание. Мы предложили использовать систему видео-конференц-связи на заседаниях палаты, то есть дали возможность жалобщикам не приезжать в столицу, а участвовать в рассмотрении споров удаленно. На качество процесса это повлияет только положительно, рассмотрение жалоб в разы ускорится. У нас большая страна, где подобные технологические решения просто необходимы. Палата - это не только инстанция, куда мы автоматически отправляем жалобы и заявления, в палату заявитель имеет право представить дополнительные документы с аргументацией своей позиции. Решения в палате принимаются в пользу тех, чьи права нужно защитить, то есть лиц, которые создали интеллектуальную собственность.
- В 2014 году доля подачи заявок в электронном виде составляла всего 8%, в этом году эта она поднялась до 12,7%. Задача - полный переход на предоставление всех видов услуг в электронной форме?
- В 2016 году мы планируем перевести подачу заявок патентными поверенными полностью в электронный формат и увеличить эту долю до 70%. Патентные поверенные должны владеть в совершенстве этим инструментом. Главные преимущества такого перехода - сокращение издержек, на 15% уменьшение пошлин и сокращение срока рассмотрения заявки о регистрации патента. Сейчас рассчитан весь процесс электронного формата работы от подачи заявки до выдачи документа о регистрации товарного знака и о выдаче патента также в электронном виде. Осталось настроить информационную систему, чтобы она эффективно и бесперебойно работала.
- Какие проблемы сейчас существуют в деятельности патентных поверенных? Оправдал ли себя этот институт?
- Полностью оправдал, но есть еще нерешенные вопросы. Сейчас у нас повышенные требования к поверенным, менее половины заявителей в этом году получили регистрацию. Им не хватает знаний и умений, ответственности и единения. Это сообщество еще не доросло до уровня нотариального или адвокатского, необходимо совершенствование этой структуры именно до такого уровня. Кроме того, вопросы ответственности поверенных должны быть закреплены в поправках в законе о патентных поверенных.
- Зачем нужен реестр объектов интеллектуальной собственности и должен ли он быть государственным?
- Реестр предложили создать правообладатели. В публичном реестре правообладатели регистрируют свой объект, и мы знаем, что это его собственность. Безусловно, сразу сужается поле незаконного использования произведения, если это касается авторского права. Правообладатель предъявляет миру свой продукт без опасения, что его украдут, и без опаски пиратского использования. На мой взгляд, реестр должны создавать частные структуры по ясным и понятным правилам с задачей защищать право. Надо создавать также реестры объектов интеллектуальной собственности, включающие объекты как авторских, так и патентных прав. Это своего рода информационная и систематизирующая витрина, которая показывает, кому и что принадлежит. Государство не должно создавать его, а должно содействовать его созданию и развитию.