В этом, язык не поворачивается сказать, документальном фильме с красноречивым названием "Человек власти Путин" безработный из Калининграда Юрий Лабыскин сыграл "ополченца", который через военкомат (!) уходит воевать в Донецк. Хотя само по себе поступившее ему предложение от "режиссера Боба" сыграть в документальном фильме - уже звучит как нонсенс. "Фильм" является откровенной фальшивкой, о чем Лабыскин, которому немецкие режиссеры дали имя Игорь, сначала рассказал на камеру телеканала "Россия" в передаче, вышедшей в воскресном эфире. А затем довольно обстоятельно и откровенно, о чем пойдет речь ниже, поведал корреспонденту "Российской газеты".
В годы российского лихолетья стало модно представлять западную журналистику эталоном оперативности и объективности. Дескать, смотрите, грянули первые залпы, а эти парни с камерами уже на передовой. В Кувейте, Ираке, Афганистане. Только потом с годами пришло понимание того, что многие кадры, если не носят постановочного характера, то подаются в таком ракурсе, что любого политика можно представить законченным мерзавцем, а любую страну сделать исчадием зла. Равно как и умолчать о зверствах "своих". Так было с Ираком Саддама Хусейна, "удавить" которого мечтал каждый праведный американец, насмотревшийся картинок Си-эн-эн.
Или с историей о тюрьме Абу-Грейб, которую раскопали отнюдь не американские телевизионщики. В эпоху, когда ядерные ракеты стоят на приколе, информационные бомбы стали хлестким оружием: они могут стать бомбами замедленного или долгоиграющего действия. В зависимости от политической конъюнктуры.
Недавно в России вышла книга известного немецкого публициста Удо Ульфкотте "Продажные журналисты", который, между прочим, 17 лет был обозревателем "Франкфуртер Альгемайне", одной из самых престижных газет в мире. Этот в высшей степени поучительный бестселлер без прикрас рассказывает об "объективности и оперативности" немецкой журналистики. Книга Ульфкотте показывает то, с каким душком и под руководством каких "поваров" (политиков, магнатов, агентов спецслужб) варятся блюда на немецкой журналистской кухне.
Настоящим откровением стало то, что, по словам автора книги, "немецкие журналисты ведущих изданий пишут только то, что нравится элитам, излагают новости так, как этого хотят политики, чтобы быть приглашенными в поездки, находиться в поле зрения политических деятелей". Кроме того, почти все немецкие журналисты ведущих СМИ являются членами американских организаций, таких как "Атлантический мост", Институт Аспена, Германский фонд Маршалла. Многие подписали обязательства, что будут готовить проамериканские материалы. "Если они будут нейтральными или станут писать правду, то потеряют работу", - звучит убийственный вывод из уст автора.
Вспоминается, как в 1990-е годы немецкие телевизионщики нанимали молодых и неискушенных российских коллег за несколько сот марок за предоставленные кадры о маргиналах. Дескать, снимайте о бомжах, уличных проститутках, алкоголиках. Целью таких "документальных фильмов", а проще говоря, обычной "чернухи", было представить Россию убогой и беспросветной страной, у которой нет будущего. Сегодня ситуация совершенно иная. Западные элиты выходят из себя, буквально бесятся, наблюдая за тем, как растет влияние России и как в лучшую сторону меняется представление о ней в глазах западного обывателя. А, значит, надо представить ситуацию в ином свете, для чего и сгодятся "псевдогерои" наподобие "Юрия-Игоря" из Калининграда, которые "правдиво" расскажут о том, как "российские военкоматы зовут на войну молодых парней".
Понятно, что в таком "постановочном мире", где мерилом работы автора является оценка заказчика, не до элементарной человеческой порядочности и соблюдения журналистского кодекса. Еще более удивляет то, что автором такой пустышки, которая, кстати, абсолютно не вызвала никакой реакции у зрителей, если судить по порталу ZDF, является ветеран немецкой журналистики Дитмар Шуманн. Непонятно, как решился на такое бывший шеф московского бюро телеканала, который хорошо ориентируется в российских реалиях. Значит, представлял, на что шел.
Даже тот, кто не учил немецкий, знает фразу "Дас ист фантастиш!". Она - из известных немецких фильмов пикантного свойства. ZDF показал немецким зрителям свою "фантастику". Только этот "фантастиш" был даже не со вкусом клубнички. А с отвратительным душком.
Корреспондент "РГ" поговорила с "главным героем" фильма. Российского военнослужащего Игоря сыграл 27-летний безработный из Калининграда Юрий Лабыскин. По словам молодого человека, сотрудничать с немецкими журналистами он согласился из-за безденежья. К тому же хитрые "работодатели" не предупредили парня, что ему придется врать на камеру.
- Попал в сложную ситуацию, денег не было даже на оплату коммуналки, несколько месяцев сидел без электричества, - поясняет Юрий. - А тут один знакомый свел меня с режиссером Бобом. Он говорил по-русски, предложил поработать актером.
Из Калининграда Юрий полетел на самолете в Ростов. Оттуда - на машине в Донецк. В столице Донбасса калининградец и познакомился со своей "женой". То есть с "актрисой", которая в фильме играла его супругу.
- На самом деле я видел эту девушку всего один раз в жизни, на съемках, - признается Юрий Лабыскин. - Я даже не знаю, как ее зовут. Она жила в лагере беженцев в Донецке, там режиссеры ее и нашли. Видимо, предложили денег, как и мне.
С деньгами, кстати, тоже обманули. Обещали 50 тысяч рублей, а заплатили 30 тысяч. Дали гонорар наличными, и больше Юрий немецких "документалистов" не видел. Сейчас молодой человек нашел работу, трудится монтажником. На вопрос, будет ли еще сотрудничать с иностранными журналистами, отвечает без раздумий - нет.
- Поездка в Донбасс продолжалась восемь дней, - продолжает Юрий. - Все это время я общался только с членами съемочной группы. Никаких российских военных в Донецке, разумеется, я не видел. Когда я с немцами еще только договаривался, меня не предупреждали, что придется обманывать. Это того не стоит. Я согласился поработать актером, а в результате оказалось, что это подстава.
Подготовила Ульяна Вылегжанина, Калининград
Анна Розэ, Берлин
На втором общественно-правовом канале немецкого телевидения ZDF был показан документальный фильм "Человек власти Путин". Четыре автора ленты Аннетте Харлфингер, Каролине Райер, Михаэль Ренц и Дитмар Шуманн поставили перед собой цель выяснить в фильме, "действует ли глава Кремля в настоящее время как партнер или противник Европы" на фоне войны в Сирии. Об этом написано в анонсе фильма на сайте канала.
Продюсером фильма стала Биргит Хельтен, он вышел в серии ZDFZeit и считается тем самым собственным произведением канала. Фильм продолжает документальную ленту Михаэля Ренца "Человек Путин!", показанную в середине февраля, в которой шла речь о "тайнах российского президента". На своем портале канал ZDF, финансируемый из обязательной абонентской платы граждан ФРГ, заявляет, что ситуация в настоящее время изменилась и теперь "президент Путин не изолирован на международной арене, а рассматривается как партнер по диалогу".
Фильм о России и ее президенте посмотрело 2,2 миллиона человек, что в Германии свидетельствует о большом зрительском интересе. Обычно рейтинг в 2-3 миллиона зрителей свидетельствует о значительном успехе телепрограммы.
В немецких СМИ документальный фильм никакого резонанса не получил. Лишь на некоторых интернет-порталах были опубликованы возмущенные отклики телезрителей. Как, например, на веб-сайте news.de. Одна из зрительниц пишет, например: "Какие рефлексы вызывает подобная клевета на страну и главу государства в подобном скабрезном стиле в вещательном формате, который должен представлять документальный фильм, у публики, которая со школы выучена не доверять очерняющему дискурсу? Спрашивается: в таком тоне когда-либо кто-то говорил об английском главе государства? Или французском? Или американском? Что бы произошло, если бы кто-то в таком тоне высказывался об израильском президенте? Об этом даже невозможно подумать! Как получилось, что такое возможно в отношении России?" Зрительница требует от членов Совета телевещания заняться вопросом, почему она платит за подобные пасквили на общественно-правовом, фактически государственном, канале.
Вопрос о сознательном искажении действительности, допущенном авторами ленты, в Германии не обсуждался. "РГ" обратилась на телеканал ZDF с просьбой ответить на вопрос, как стало возможным, что авторы собственного документального фильма допустили нечестные и этически не принятые методы информационной подачи. Официальный представитель канала Томас Хагедорн прислал по электронной почте следующий ответ: "Обвинения документального фильма ZDFZeit "Человек власти Путин" лишены всяческой основы. Интервью с российским добровольцем не было ранее отрепетировано и его детали заранее не обсуждались. Напротив, он по собственной воле подробно рассказал, как и почему он пошел служить в восточную Украину. Также несостоятельно обвинение в том, что в связи с интервью имели место какие-либо инсценировки. Российский доброволец в интервью, которое записывалось в студии ZDF в Москве, точно так же представил факты, как канал ZDF это показал. Наш "сырой" материал подтверждает это в полном объеме". Кстати, гонорары за участие в программах и фильмах немецкого телевидения получают все интервьюируемые. Плата за работу над фильмом или за участие в ток-шоу - обычная практика телеканалов в Германии..
Как рассказал "РГ" берлинский эксперт по медийному праву Александер Хегертц, в Германии нет государственных законов, в соответствии с которыми наказывают журналистов, допустивших подачу ложной информации. Однако юрист подчеркнул, что существует множество способов защититься от подачи неверной информации и призвать авторов к ответственности. С одной стороны, частное или государственное лицо, в отношении которого была искажена правда, может потребовать от телеканала изъять фильм из программы, запретить его дальнейший показ и изъять из интернет-медиатеки. Поскольку подобные действия авторов нельзя расценивать как уголовное деяние и в них нельзя рассматривать состава преступления, наказания в соответствии с УК ФРГ в этом случае не предусмотрено. Однако в соответствии с нормами гражданского права возможно по суду вынести строгое предупреждение авторам фильма. Все судебные издержки они будут должны нести сами.
Кроме того, для зрителей или организаций существует возможность прямой жалобы в Совет телевещания ZDF. Будучи общественно-правовым каналом, он обязан показывать лишь правдивые и отвечающие реальности фильмы. Подобная жалоба уже имела место в случае с частным каналом RTL, который получил официальный выговор от Совета телевещания. Адвокат подчеркнул, что после таких мер телеканалы обычно отказываются от сотрудничества с авторами, поставляющими некачественные фильмы и работающие вразрез с этическими нормами журналистики.