LADA стала самым продаваемым автомобилем ноября в России
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ноябре лучше всего в России продавались автомобили LADA - было продано 21,5 тыс. машин, хотя по сравнению с ноябрем прошлого года продажи упали на 29%. В пятерку лидеров ноября этого года также вошли Hyundai (15,1 тыс. - 7%), KIA (14,1 тыс. - 32%), Renault (10,3 тыс. - 46%) и Toyota (7,5 тыс. - 53%). Топ-5 лидеров продаж был практически неизменен на протяжении всего года, только в октябре Toyota потеснила Volkswagen, а в январе, мае и июне Nissan.
"В 2015 году россияне выбирали преимущественно авто класса B, среди которых Hyundai Solaris и KIA Rio - их доля составила 40,7% от всех проданных машин, - подтвердил директор департамента продаж ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев. - В базовой комплектации всегда есть передний привод и четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Незначительно снизилась продажа машин с автоматической трансмиссией - на 1,1% меньше, чем в 2014 году, в то время как за период 2011-2014 гг. доля машин с автоматической коробкой передач неизменно росла на 2-3% в год. Сегодня часть таких авто составляет 48% от всех проданных". Автолюбители стали больше выбирать транспорт с механической коробкой передач из-за низкой стоимости, пояснил эксперт. Из дополнительных функций наиболее востребованы при покупке подогрев сидений (его выбирают более 90% покупателей) и климат-контроль (64%). Также покупатели часто устанавливают автозапуск, подогрев зеркал и лобового стекла. Все эти опции связаны с особенностями климата нашей страны и стоят в приоритете перед остальными менее значимыми дополнениями.
"Самые распространенные заказы - защита картера и сигнализация, не случайно эксперты отмечают, что российский клиент ценит прежде всего безопасность, - отметила директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр Светлана Виноградова. - Мы не отмечаем выраженной тенденции, что клиенты стали экономить на своем комфорте и безопасности, и поэтому отказываются от дополнительных опций".
Около 40% покупателей не отказываются и от мелких дополнений: мультимедийной системы, позволяющей синхронизироваться со смартфоном, передних подлокотников, системы громкой связи в салоне. А вот на таких технологиях, как контроль усталости водителя, помощь при парковке, автоматическое торможение и круиз-контроль, россияне предпочитают экономить. "Подобные электронные помощники кажутся нашим автовладельцам лишней тратой денег, так как для их работы нужен ровный асфальт, четкая разметка парковочных мест, что далеко не везде встречается в России", - пояснил Зиновьев.
Структура спроса в разных ценовых эшелонах рынка неоднородна, отмечают участники рынка. "В сегменте бюджетных автомобилей на старшие комплектации редко приходится более 10-20% спроса, а наиболее востребованы автомобили с разумно-достаточным уровнем оснащения. В продажах дорогих седанов и внедорожников доля топовых комплектаций может доходить до 50% и выше", - рассказала Светлана Виноградова. Она добавила, что речь идет о тех автомобилях, которые имеют фиксированные уровни оснащения. Некоторые производители предлагают другой подход: они дают возможность купить опции по отдельности. При этом их выбор столь велик, что заказать весь спектр оснащения не представляется возможным.
Несмотря на кризис, предложения на российском авторынке соответствуют потребительскому спросу - есть из чего выбирать. Наиболее ожидаемые автомобили - это отечественный хэтчбек LADA X-Ray, а также кроссоверы Audi Q7, Volvo XC 90 и внедорожники BMW X5 M, BMW X6 M. Также ожидается второе поколение популярной модели Hyundai Solaris, но она появится в России лишь к началу 2017 года. По словам Александра Зиновьева, кроссоверы занимают лидирующие позиции в списке наиболее популярных типов кузова на российском авторынке - их доля составила 35,6% от общих продаж автомобилей за 10 месяцев 2015 года. В пятерку лучших за октябрь вошли Renault Duster, Chevrolet Niva, Lada 4X4, Hyundai ix35, УАЗ Патриот. "Их популярность связана с финансовой доступностью - многие модели можно приобрести по стоимости меньше, чем за 1,5 млн руб.", - добавил эксперт.
По словам Светланы Виноградовой, кроссоверы - действительно очень популярный тип кузова у россиян, что связано с практичностью таких автомобилей (у них, как правило, высокий клиренс, более вместительные салон и багажник). Однако в нижнем ценовом сегменте автомобили с кузовом седан пользуются большим спросом, добавила она, поскольку кроссоверы дороже, и набор предложений здесь ограничен. В списке ТОП-10 моделей, по данным АЕБ, лишь три кроссовера. "Если говорить о потребительских предпочтениях, то правильнее апеллировать не к типу кузова, а прежде всего к ценовой категории, - считает Виноградова. - Продажи дорогих внедорожников и больших премиум-седанов стабильны. В среднем ценовом сегменте - здесь и недорогие кроссоверы, и большие седаны массовых брендов, и нижний ценовой эшелон премиум-сегмента - мы наблюдаем спад продаж". В сегменте автомобилей ценой до миллиона рублей тоже есть спад, но он не столь ощутим благодаря действующим программам льготного кредитования и утилизации, которые сильно поддержали рынок. Без этих программ спад здесь был бы гораздо сильнее.