Камерный зал номер 22 хранит самые дорогие мастеру вещи - многочисленные подарки от поклонников супружеской и творческой четы Васильев-Максимова, костюмы, афиши, призы, скульптуры, фотографии (в том числе, домашние, снятые "мыльницей" на даче), восторженные письма от зрителей. Конечно, картины - акварель и масло. И книги стихов.
"Многие знают, что я рисую. А что рисую - видели не все, - рассказал "РГ" Владимир Васильев. - Мои пейзажи, стихи, награды, семейные фотографии и фрагменты интерьеров нашей квартиры - все это мир, в котором я живу и куда я приглашаю в гости своих друзей, поклонников".
Фрагмент интерьера "Библиотека": самый ценный экспонат - туалетный столик супруги Васильева, выдающейся балерины Екатерины Максимовой, созданный в начале XX века. Зеркало-трельяж в стиле "модерн" и туалетные принадлежности передала Максимовой по наследству ее бабушка, которой они достались от подруги, актрисы Веры Комиссаржевской. Несколько лет назад Владимир Викторович передал этот столик в собрание Театрального музея им. Бахрушина.
В другой витрине - фрагмент интерьера гостиной - роскошный узбекский халат, небрежно брошенный на кресло, рядом - балетные туфли танцора и дорогая сердцу владельца скульптура из красного дерева - изящная балерина, завязывающая пуант. Скульптуру подарил Васильеву мэр бразильского Жоинвиле в благодарность за открытие им школы балетного мастерства в этом городе.
Стоит заглянуть и в кабинет - здесь снова халат Васильева, теперь уже китайский, и домашнее платье Максимовой, рядом скульптура Сергея Дягилева - проект Гран-при конкурса "Арабеск" и приз I Международного конкурса артистов балета в Варне 1964 года.
В отдельной витрине - комбинезон Максимовой, в котором она вышла на сцену Большого театра в день концерта в честь 50-летия совместной творческой деятельности с Васильевым. Вышла, как оказалось, в последний раз.
"Раньше мне казалось, что вот закончу карьеру и буду только отдыхать и наслаждаться отдыхом - ездить по миру, созерцать, но ничего подобного. Не могу сидеть без дела", - признается Владимир Васильевич и цитирует свои стихи: "Мне скучно постоянство, и когда/ Я с головой, как в омут,/ В творчество бросаюсь, /Минутой кажутся летящие года./ И, кажется, от сна я просыпаюсь, /Барахтаюсь в стихах, /Рисую до забвенья..."
На выставке собраны 90 его работ и эскизов, а также несколько десятков работ художников, оказавших на него влияние. Когда-то, в 14 лет, Васильев работал водовозом в пионерлагере юных художников, там впервые и посетил уроки живописи. Хотя впоследствии - специально этому ремеслу не учился.
Его любимый жанр - пейзаж. Его вдохновляет природа, тихая, безмятежная. Родная Рыжевка на Костромской земле, где вместе с Екатериной Сергеевной он выстроил большой деревянный дом, в котором они были счастливы более десяти лет, подмосковные Снегири на Истре, таинственная и печальная Венеция. Три пейзажа "Лодочник", "После дождя", "Заросли шиповника" представлены впервые - они созданы в июне этого года.
А еще Васильев пишет самовары, у него дома внушительная коллекция. Есть чуть ли не единственный пейзаж столицы - "Москва. Вид из моего окна". Портреты также редки. Самый заметный на выставке - портрет старинного друга, Владимира Зельдина.
Специально к вернисажу скульптором Яковом Бородиным были созданы восемь скульптур, где Васильев представлен в ролях Спартака, Ивана Грозного, Нарцисса, и, конечно, Пана, с которого начиналась карьера солиста и премьера Владимира Васильева. Здесь и "Весной на Волге", "Сухие цветы" Владимира Маслова, и созданный в 1964 году Валерием Косоруковым портрет Васильева, на котором он чем-то похож на Шаляпина, - работы любимых художников мастера, которые ему захотелось представить широкой публике.
Выставка открыта до 10 января включительно.