Увертюрой к премьере этого "Онегина" стала уникальная выставка из фондов Музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, представившая геликоновской публкие подлинные документы, вещи Чайковского, материалы, связанные с историей постановки "Онегина" К. С. Станиславским. А на сцене под звон колоколов вручили приз доктору искусствоведения Полине Ефимовне Вайдман от Ассоциации музыкальных критиков Москвы (АМК) - за подготовку томов полного собрания сочинений Чайковского в авторских редакциях и за "подвижнический труд по сохранению и изучению наследия композитора".
Между тем для надеявшихся увидеть на сцене "Геликона" строгую научную реконструкцию исторического спектакля Станиславского, сохранявшегося почти 80 лет в репертуаре Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, новый "Онегин" оказался неожиданным. И хотя восстанавливался спектакль по архивным фотографиям и документам, калькой исторического он не стал. Геликоновский "Онегин" - это версия "по мотивам Станиславского" со своей твердой исторической частью: мизансценами Станиславского, сценографией, знаменитыми колоннами, превращавшимися когда-то историческом спектакле в деревья (в сцене дуэли). Но цветовое решение в новом "Онегине" уже совсем другое: отсылающее к неяркой и благородной гамме старинной фотопленки, намеренно подчеркивающее дистанцию с прошлым. И эта "далекая" красота производит особенное впечатление - завораживает, как малеровские адажио, рождает щемящую интонацию чего-то навсегда утраченного, невозможного, недостижимого.
Эта интонация абсолютно созвучна миру Чайковского. Но спектакль протягивает свои аллюзии дальше: от классических колонн русской усадьбы и застывших "живых картин" (забав пушкинских времен) Татьяниных именин или петербургского бала - к времени самого Станиславского. В петербургских сценах герои одеты по моде ар-деко 20-х годов прошлого века и танцуют под Чайковского совсем не экосезы. И хотя персонажи оперы стараются попадать в точки исторических мизансцен, живут они своей жизнью. Сестры Ларины явно "помолодели": Татьяна у Ольги Толкмит - не отрешенная романтическая барышня, а инфантильная, обидчивая девочка, влюбившаяся в Онегина, иронично разыгрывающего ее. Девочка эта с книжкой в руках с богатейшей драматической нюансировкой исполняет сцену письма. Ольга у Ирины Рейнард - капризная девчонка, стучащая ногами, драчливая, плохиш. Поет низко, словно дразня, играя резкими красками вокальной речи. Ларина (Наталья Загоринская) не может пережить тот факт, что для нее уже все в прошлом: ричардсоны, герои, муж, столичная жизнь. Напоминает жестами пушкинскую Графиню. Каждый персонаж в спектакле наполнен своей историей, и все они оказываются в гротескном поле "светского общества", один из образов которого - ловелас с "дребезжащим" голосом месье Трике (Дмитрий Пономарев) с розовым бантом и в обтягивающих панталонах. Дамы на именинах объедаются, обпиваются и бурно радуются ссоре Ленского и Онегина. Молодой солист Игорь Морозов в партии Ленского - ранимый, отвергнутый, без всякого тенорового надрыва создает чистейший образ идеалиста. А Онегин (Александр Исаев), наоборот, постепенно набирает свою страсть, накручивает эмоцию, впервые прорывающуюся в живом рыдании над убитым Ленским. В петербургских сценах с Татьяной его Онегин уже безумствует от любви. И князь Гремин в исполнении Алексея Тихомирова мгновенно улавливает этот нюанс: свою знаменитую арию "Любви все возрасты покорны" он начинает с раздражением, постепенно нагнетая ее до аффирмации любви - с полновесной басовой роскошью звука.
Финал известен: любовь в "Онегине" не побеждает, но то, с какой яростью страсти объясняются в любви Тятьяна и Онегин, с каким мощным накалом звучит оркестр, доказывает, что любовь все-таки торжествует. И ради этого стоит затеять игру - даже с самим Станиславским.
Кстати
19 января в "Геликон-опере" Полина Вайдман прочитает публичную лекцию "Настоящий Чайковский", а в 19 часов состоится концерт Андрея Коробейникова, который исполнит с Симфоническим оркестром "Геликон-оперы" под руководством Владимира Понькина Первый концерт Чайковского в оригинальной авторской редакции.