Неактуально это, пожалуй, лишь для Якутии. Регион назван по национальному признаку, и туда едут, чтобы познакомиться с его самобытностью и национальными традициями и, конечно, людьми.
А если говорить о Липецкой области, то здесь лучше идти по другому пути. И самым ярким тому доказательством служит пример города Лебедянь, который за последние лет 70 три раза менял региональную прописку. Был городом Рязанской области, потом - Тамбовской, теперь находится в Липецкой. Но если мы спросим его жителей о том, где они живут, я уверен, сначала они ответят: "В Лебедяни", а уже потом расскажут о том, что это город в Липецкой области, где она находится и чем известна. Или, к примеру, Елец. Об этом городе слышали многие, люди знают, чем он славится, но не все помнят, в каком именно регионе он находится. Как правило, область моложе некоторых своих населенных пунктов, и это лишь одна из причин первоочередного брендирования городов.
В то же время и властям, и бизнес-сообществу стоит помнить, что туристу совершенно не важна региональная принадлежность той или иной достопримечательности. Вот, к примеру, если кто-то едет в липецкое село Полибино Данковского района посмотреть на первую башню инженера Шухова, то после обязательно захочет побывать и на Куликовом поле - ведь оно оттуда всего в 40 километрах. При этом никто не подумает: "Вот беда: Куликово поле - в Тульской области", люди просто поедут туда - ведь это близко. Для туриста не существует границ между регионами, он может задуматься лишь о том, какого качества дорога от Полибино до Куликова поля, но это уже совсем другая тема для разговора.
Однако когда меня спрашивают о том, так надо ли все-таки брендировать область или нет, я отвечаю утвердительно. Только этот процесс должен быть вторичным, а бренд региона - представлять собой некий объединяющий образ. Чтобы, к примеру, на выставке в Ганновере на стенде Липецкой области было представлено несколько отдельных экспозиций о городах, показана изюминка и привлекательность каждого, их бренды, но все это было объединено некой общей идеей и стилем.
Еще одно заблуждение, что бренд помогает привлекать инвестиции. К сожалению, таких примеров пока нет. Один эксперт, работающий в Париже как раз над изучением инвестиционной привлекательности регионов, подчеркнул, что бренд никак не влияет на решение инвестора вкладывать средства или нет. А что тогда влияет? Когда ему задали этот вопрос, он ответил одним словом - предсказуемость. Предсказуемость условий работы, отношений, развития проекта. Бренд же всего этого не гарантирует.
Однако именно он может стать прекрасным коммуникационным инструментом, сделать регион более известным и узнаваемым. Потенциальный инвестор может услышать об области один раз, потом второй, третий, и, в конце концов, рассмотреть возможность реализации там своего проекта. Кроме того, при первой встрече с предпринимателем бренд может стать одной из тем для разговора.