Норвежский сериал об оккупации Россией: запущенный бред преследования
Снятый по оригинальному сценарию знаменитого автора детективных романов Ю Несбё сериал, в котором можно увидеть весьма экстравагантный образец альтернативной реальности, еще до своего выхода приковал к себе внимание всего мира. Разумеется, в России его смотрели с особым интересом. В раздувании своих удивительных страхов перед "угрозой с Востока" норвежцы стараются быть рассудительными и учитывать всю сложность современных международных отношений. Было бы, однако, удивительно, если бы при такой дикой концепции им это удалось.
Забавно, что в "Оккупированных" не только на всеобщее обозрение вываливается странная паранойя в отношении восточного соседа, но и весьма ярко проявляется застарелое недоверие норвежцев к своим европейским друзьям. Норвегия неслучайно до сих пор не вступила в ЕС - и в скандальном сериале (даром что в производстве участвовали Швеция и Франция) здоровый евроскептицизм оборачивается озлобленной закомплексованностью. И даже любимые норвежскими атлантистами Соединенные Штаты готовы при первом же удобном случае поставить подножку маленькой, но гордой стране, чтобы не портить отношения с Россией. Словом, кругом Норвегии - враги и предатели.
Но таких высот коварства, которое в "Оккупированных" демонстрируют русские, конечно, не достигает никто. Они на каждом углу показывают свое наплевательское отношение к ценности человеческой жизни, чьему-то там суверенитету и даже к своим собственным гражданам, которых с легкостью готовы разнести в клочья у всего мира на глазах ради сомнительной политической выгоды. Особенно преуспевает Ингеборга Дапкунайте (чья соотечественница Северия Янушаускайте, по курьезному стечению обстоятельств, недавно исполнила роль стереотипной норвежки в российской комедии "Норвег") в роли циничного российского посла.
На фоне царящего на экране тотального идиотизма, будто порожденного фантазией не популярного (в том числе - и в России) писателя, а подростка с запущенным бредом преследования, многочисленные мелкие огрехи сценария почти незаметны. Ведь история, рассказанная в первых десяти эпизодах, буквально состоит из нелепостей. Зачем России мешать добровольному уходу Норвегии с нефтяного рынка? С какой стати Евросоюзу предлагать России осуществить такое вторжение? Где реакция НАТО на вторжение в одну из стран-участниц? Как функционирует альянс после выхода из него США? Как вообще создатели шоу представляют себе односторонний выход США из НАТО и добровольное самоустранение Белого дома от мирской суеты? В общем, совершенно необъяснимых допущений в "Оккупированных" - полно. И все подчинены одной цели - нарисовать мир, в котором не США, а Россия претендует на глобальное лидерство, - и нарисовать его страшным. А для этого достаточно прибегнуть к традиционному инструментарию "холодной войны", который успел заметно модернизироваться, ведь простаивать ему не приходилось.
Сколько бы ни божились авторы "Оккупированных", что на место России в сериале "можно поставить любую другую страну", ответственности за формирование такого отчетливого и зловещего образа врага это с них не снимает. А неоднократное сравнение происходящего в сериале с немецкой оккупацией прошлого века вызвало негодование и у многих жителей Норвегии.
Хотя дорогостоящий проект (сразу бросается в глаза стильная заставка с заметными заимствованиями из "Настоящего детектива" и не очень вяжущаяся с сюжетом песня "под американские сериалы" норвежца Сиверта Хойема; "по-шерлковски" выводящийся на экране текст эсэмэсок) обладает заметными техническими качествами (отличная операторская работа, выдержанная атмосфера), жителю России трудно будет сдержать ухмылку в некоторых моментах. И то, что одни русские говорят с акцентом, а другие - без, конечно, ерунда, как и мелькающий в кадре сербский флаг в роли российского. Но такие эпизоды, как поиск норвежским журналистом русского Максима Иванова, достоин искреннего восторга. Имея в своем распоряжении только имя и фамилию, он сначала начинает искать его в интернет-поисковике. И - представьте себе! - не находит ровным счетом ничего. Но и это еще не все: подключив свои связи, норвежец все-таки обнаруживает человека с таким именем в далекой мурманской тюрьме - и им оказывается тот единственный, кто ему нужен.
Позиционирование телесериала как посвящение "любви норвежцев к свободе" авторы реализуют за счет сравнения преимуществ собственного государственного устройства с российским. Точнее - с тем, какой Россия предстает в воображении среднестатистического потребителя клюквенной продукции. Не растрачивая экранное время на размышления о том, что миф о норвежском земном рае уже давно - и вполне самостоятельно - трещит по швам. Так что даже сотрудничающий (вынужденно, конечно) с русскими толерантный норвежец в беседе со своей темнокожей норвежской женой, посмеиваясь, намекает, что спасение русской жизни и спасение человеческой - не одно и то же. А независимый норвежский журналист обеспокоен тем, что бывшего террориста из Чечни, убийцу российского гражданина отправят в Россию и убьют, ведь здесь, похоже, есть смертная казнь. В то время как власти переживают о том, как коварно россияне хотят заполучить преступника, а вовсе не о том, как террористы получают в их стране политическое убежище.
При этом в первом сезоне показывали лишь клюквенные цветочки. Судя по всему, в уже объявленном втором, где отряды повстанцев начнут бороться с агрессором, спелые красные ягодки обеспечены.
1.5