Когда и как в советскую Россию вернулась новогодняя елка

Восемьдесят лет назад в "Правде" было опубликовано письмо, подписанное без регалий: П. Постышев. Автор предлагал читателям: "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку". Скромной подписью под скромной по объему заметкой, упрятанной на слепой по тогдашней моде полосе, презентовал себя в качестве реставратора новогодних праздников второй секретарь ЦК коммунистической партии большевиков Украины.

Он писал, видимо, вспоминая свое безрадостное детство без праздников, в работе на хозяев щеточной мастерской и ткацкой фабрики: "В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?"

Кто запретил елку? Постышев считает, что "левые загибщики". Термин с ароматом зловещих 20-30-х годов прошлого века очень нравился Сталину и в переводе на современный русский означал тех партийцев, кто перегнул палку, в частности, в антирелигиозной пропаганде. Так вот, пишет Постышев, именно они "ославили" Новый год. Но это нужно немедленно исправить: "Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины".

Увы, у автора письма судьба сложилась не так удачно, как у приписываемого ему новогоднего проекта: в 1939-м его, как врага народа, расстреляли. Не за елки, конечно.

Письмо Постышева о восстановлении традиции новогодних праздников хранится в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. Но мы спустились на этаж вниз к своим соседям по зданию - в редакцию газеты "Правда", где из стопки тяжелых потертых временем папок со старыми подшивками вытащили последнюю за 1935-й год. Знаковый, как считают историки советского времени, в расстановке идеологических акцентов.

Реакции "общественности" на письмо в "Правде" долго ждать не пришлось. Вернее, она была готова ответить "А давайте!" буквально в тот же день. ЦК комсомола принимает постановление "О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года". Рабочим поручают вязать мешки с подарками для детей, а лесхозам - срочно рубить елки.

Реакция на письмо Павла Постышева, второго секретаря ЦК компартии большевиков Украины, не заставила себя ждать. Маленькая заметка в "Правде" стала началом грандиозной кампании. Фото: Архив "РГ"

Вовсе не удивительно, что новый старый ритуал так с удовольствием приняли: ведь это же так здорово иметь лишний повод поздравить друг друга в празднично-елочной обстановке. Даже если утром после новогодних возлияний приходилось идти на работу. Впрочем, все это, по сравнению с тем, что происходило в этот период со страной, было пустяковым неудобством. Только через 12 лет декабрьский указ Президиума Верховного Совета СССР решил эту проблему - с 1948 года первое января стало нерабочим днем.

Идеологическая составляющая праздника проявилась мгновенно. Мрачный 1937-й год был отмечен любопытной книжной новинкой: Наркомат просвещения и Комитет по игрушке с помощью своего издательства "Учпедгиз" выпустило методичку "Елка". Там было расписано все, что касается "весело встретить Новый год", буквально до мелочей: отдельные статьи были посвящены "Елке" в детском саду и отдельно - в школе, "Елке" в доме Союзов и песням и музыке на утренниках, а также тому, как должен выглядеть театр кукол на "Елке" и как делать игрушки для елки своими руками, в частности, из ваты. Презентуя методичку "Елки", нарком просвещения разъяснил народу, что новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, о котором заботится "лично товарищ Сталин".

Компетентно

О том, кто все-таки вернул детям Новый год, наш разговор с заместителем директора Института российской истории РАН Сергеем Журавлевым.

- В СМИ упорно приписывают реабилитацию Нового года партийному деятелю Павлу Постышеву, и так же упорно опровергают эту версию, утверждая, что столь серьезный идеологический шаг мог сделать только Сталин...

Сергей Журавлев: Напомню, что 17 ноября 1935 года на Первом Всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев Иосиф Сталин произнес знаменитую фразу: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…" Это было воспринято как призыв к отказу от аскетизма и самоограничений - к нормальной жизни, к традиционным ценностям, к умению радоваться жизни. Трудно сказать, почему глашатаем возвращения Нового года оказался именно Павел Петрович Постышев. Ясно одно - это было сделано явно в развитие "нового курса", провозглашенного Сталиным накануне. В 1935 году Постышев входил в окружение Сталина. Точно можно сказать, что его письмо с призывом возродить празднование Нового года не было случайностью - каждый материал, который публиковался тогда в главной партийной газете страны, тщательно выверялся. Но в то же время первый в стране Дворец пионеров и октябрят был открыт не без участия Постышева 6 сентября 1935 года в лучшем в городе здании бывшего Дворянского собрания не в Москве или в Ленинграде, а в украинском Харькове. И именно в этом же здании в Харькове 31 декабря 1935 прошла первая в СССР Новогодняя елка. Очевидно, что изначально это была местная инициатива, пришедшаяся как нельзя кстати и получившая затем распространение в масштабах страны. Ясно и то, что подготовка к елке началась еще до публикации письма.

- Советские люди хорошо помнят картинки из детских книжек, где Ленин развлекает детишек на елке в Горках. Откуда тогда появились запреты на все, связанное с Новым годом и Рождеством?

Сергей Журавлев: Советская власть активно выступала против "религиозных предрассудков". В начале 1920-х годов комсомольцы пытались в качестве альтернативы организовать "комсомольское рождество", в ходе которого дискредитировать религиозный праздник. Однако излишняя "ретивость" молодых коммунистов не вызвала поддержки у старших товарищей, у многих из которых с детства остались добрые воспоминания о Рождестве. Будучи уже тяжело больным, руководитель советского государства Владимир Ленин 7 января 1923 года, на Рождество, организовал в Горках елку для местных ребятишек с помощью своей сестры Марии Ульяновой. И вплоть до 1929 года в советском календаре праздник Рождества оставался выходным днем. Но потом Елка и Дед Мороз попали под запрет.

- Как отреагировала на возвращение елок наша промышленность и торговля?

Сергей Журавлев: В 1937 году начал работать первый советский завод елочных игрушек.

- Мода на новогоднюю атрибутику как-то менялась?

Сергей Журавлев: Ранее праздник был преимущественно семейным, теперь елки стали устраиваться за государственный счет. Раньше все действо было самодеятельностью, теперь пришло время профессионалов. Постепенно сложился "типовой сценарий" елки, в создании которого приняли участие Сергей Михалков и Лев Кассиль. И на смену религиозным атрибутам пришли атрибуты, связанные с советской идеологией и патриотической символикой. Елочные игрушки - звезды, флажки, дирижабли, станки, самолеты и танки, позже - космические корабли.

- Когда был окончательно сформирован образ советского Нового года, который мы сейчас пытаемся стилизовать?

Сергей Журавлев: Фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" отразил представления тех лет о том, каким должен быть Новогодний праздник - радостной сказкой, полной удивительных и неожиданных превращений для детей и взрослых. Появилась традиция раскупоривания шампанского под бой курантов и традиция новогодних обращений руководителей страны по телевидению. Впервые так поздравил советский народ с наступлением 1971 года Леонид Брежнев.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"