Собирать деньги на операции больным детям и помогать беженцам, раздавать георгиевские ленточки и поддержать "Бессмертный полк", передать лекарства и памперсы в фонд Доктора Лизы и собрать подписи в поддержку слепого подростка, которого выгнали из общежития из-за собаки-поводыря - все это и многое другое делается сегодня руками добровольцев. А на вопрос, зачем вам это, ведь есть же профессионалы, они обычно отвечают просто: "Кто, если не мы".
ФОМ только что завершил очередной этап десятилетнего исследования добровольческого движения в России. Оказалось, что количество активных добровольцев, осуществляющих свою деятельность в рамках той или иной некоммерческой организации, составляет по последним данным 7 процентов среди россиян 18 лет и старше. Это примерно 7 миллионов человек, и именно они называют себя "волонтерами". Для сравнения: в 2013 году их было всего 3 миллиона.
Еще примерно 8 процентов регулярно участвуют в объединениях по интересам, образовательных семинарах, тренингах... 15 процентов наших сограждан считают себя активистами. Они хотя и нерегулярно, но ведут активную добровольческую деятельность. Могут активничать и на работе, и по месту жительства или, например, в родительском комитете. Еще 11 процентов опрошенных социологи называют альтруистами за их участие в альтруистических практиках - помощь незнакомым людям, пожертвования на благотворительность. А каждого десятого россиянина - "обывателями", их "помогающее поведение" не распространяется за пределы ближнего круга - друзья, родственники, коллеги, соседи.
Довольно внушительная группа людей (21 процент) не замечена в реальных действиях ни как волонтеры, ни как активисты и даже ни как "обыватели", но зато они активничают в Интернете - такие "виртуальные активисты".Четверть населения (24 процента) вообще никак не включена в "помогающее поведение". Как правило, это уязвимые, малообеспеченные и немолодые люди, которые сами становятся объектами помощи.
Отдельную, небольшую группу, по словам Елены Петренко, составляют социальные предприниматели. Это бизнесмены, которые инвестируют прибыль в социально значимые проекты. Например, один владелец спортивного клуба бесплатно занимается с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми-инвалидами. Другой бизнесмен, владеющий бизнесом на севере Африки, открыл там за свой счет русскую школу.
В последнее время все большую популярность набирает корпоративная благотворительность. Переломным стал 2012 год, когда благотворителей стали реже обвинять в своекорыстных мотивах и поверили в искреннее желание помочь. Каждый четвертый работающий россиянин говорит о том, что его компания занимается благотворительностью, среди них 77 процентов отмечают свое личное участие в этой деятельности.
- Неважно, волонтерское это движение или корпоративная благотворительность, люди, вступившие на этот путь, уже не могут с него свернуть, - уверена Елена Петренко. Помогать, творить добро - это как наркотик, от которого, раз попробовав, отказаться уже не можешь.
Но раз так, почему же количество волонтеров не превышает 5 - 7 миллионов человек?
- Вероятно, это такая социальная константа, - предполагает социолог. - Это стабильное число, как, например, соотношение мужчин и женщин. Такова норма нашего социума, и большее количество активизма, видимо, оно породить пока не может.
На этом фоне особняком стоит так называемое событийное волонтерство, когда собираются большие группы людей, чтобы обслуживать крупные и значимые мероприятия. По словам Елены Петренко, среди мотивов участия доминирует не только добро, но и ориентация на выстраивание карьеры и налаживание системы связей. На самом деле это не так уж и плохо, считает она.
Елена Петренко обращает внимание еще на одну неожиданную цифру - 40 процентов населения страны (веб-обыватели и аутсайдеры) ничего не знают ни о самих волонтерах, ни об их делах. В основном так получается не в Москве и крупных городах, где сконцентрированы благотворительные фонды и некоммерческие организации, а в небольших населенных пунктах и деревнях.
- А где людям брать информацию? - объясняет она. - В Интернете много волонтерских сообществ, но они коммуницируют в основном между собой. А в СМИ слова "волонтер" и "активист" встречаются очень редко. Это же не конъюнктурная тема, тиражей на ней не сделаешь. Хорошо, что в последнее время стали более открыто говорить о благотворительности. И активно развивается сбор средств через СМС.
И еще одна положительная тенденция - с каждым годом увеличивается число тех, кто готов в будущем участвовать в корпоративной благотворительности: в 2014 году их было 59 процентов, в 2015-м уже 62 процента. К тому же самые счастливые люди, как свидетельствуют результаты опросов, это те, кто обладает высоким социальным капиталом (установки на доверие большинству людей) и готов к активному гражданскому поведению.