О том, как удалось от антикризисных мер перейти к ускоренным темпам развития, "РГ" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
Владимир Иванович, какие события уходящего года вы могли назвать главными, способными повлиять на дальнейшее развитие экономики и социальной сферы полуострова?
Владимир Илюхин: Конечно, это целый комплекс ключевых решений по Дальнему Востоку. Я имею в виду создание территории опережающего социально-экономического развития, решение о расширении режима Свободного порта на территорию Камчатки.
В чем уникальность этих проектов?
Владимир Илюхин: ТОР "Камчатка" - это действительно прорывной проект для региона, который принципиально отличается от других дальневосточных проектов. В его рамках предполагается развитие портово-промышленной зоны, туристско-рекреационного и агропромышленного комплекса. Количество якорных резидентов возросло с 13 до 18, привлечено 34 миллиарда рублей частных инвестиций. В следующем году начнем строить инфраструктуру. Действенным механизмом регионального развития я также считаю режим Свободного порта. Он позволит нам обеспечить упрощенный заход флота, в том числе рыбопромыслового, и быструю обработку грузов, упрощенный визовый въезд, создать свободную таможенную зону, ввести дополнительные налоговые льготы, в конце концов, создать конкурентные условия по сравнению с другими дальневосточными портами.
Политика импортозамещения помогла развитию рыбоперерабатывающей отрасли?
Владимир Илюхин: Наши рыбаки добыли порядка 950 тысяч тонн водных биоресурсов. При этом, в условиях санкций основная часть продукции была направлена на внутренний рынок. Мы сохраняем лидерство по объему инвестиций в рыбопереработку. На Камчатке введен в эксплуатацию современный рыбоконсервный цех "Озерновского РКЗ № 55" и высокотехнологичный перерабатывающий комплекс "Корякморепродукта". Объем инвестиций в экономику по этим проектам превысил 2 млрд рублей. Вообще, курс на импортозамещение в стране позволил укрепить позиции нескольких отраслей экономики. Нам удалось сохранить высокие темпы роста сельского хозяйства. По итогам года он составил около 10 процентов.
Нет ли опасений, что сложные экономические условия в стране скажутся на реализации крупных инвестпроектов?
Владимир Илюхин: Позиция президента, усилия полпреда, минвостокразвития и региональной власти в отношении Дальнего Востока позволили сформировать в стране эффективные инструменты поддержки крупных инвестпроектов. Так, Камчатка стала одним из первых субъектов, которые получат средства на создание транспортной и инженерной инфраструктуры в виде прямой субсидии инвесторам. В этом году для проекта компании "Сигма" по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения утверждена субсидия из федерального бюджета на строительство автодороги к месторождению в размере 1,2 миллиарда рублей. Следующим этапом будет строительство объектов энергетической инфраструктуры с объемом финансирования 1,9 миллиарда рублей. Фонд развития Дальнего Востока планирует выделить два миллиарда рублей на строительство автодорог к горно-обогатительному комбинату "Аметистовое" и к горнодобывающему предприятию на "Бараньевском" месторождении.
Каковы в целом перспективы горнорудной отрасли на Камчатке?
Владимир Илюхин: Горная промышленность в крае сейчас вышла на новый этап развития. Только по итогам 2014 года объем добычи драгоценных металлов в крае вырос на четверть. Мы добыли почти 3,5 тонны золота, 2,5 тонны серебра и полтонны платины. Объем инвестиций в отрасль при этом превысил 4 млрд рублей. Уже сейчас понятно, что в 2015 году прирост будет еще более существенным. В сентябре мы запустили крупнейший горно-обогатительный комбинат на месторождении золота "Аметистовое". Его мощность - 4 тонны золота в год. Запуск комбината позволит вдвое увеличить объемы добычи золота в регионе. Общий объем частных инвестиций в этот проект составил более 16 миллиардов рублей. Ежегодно предприятие будет отчислять в бюджетную систему страны более 700 млн рублей налогов и сборов.
Какие еще крупные проекты, способные повлиять на социально-экономическую ситуацию, сейчас реализуются в регионе?
Владимир Илюхин: В первую очередь я назвал бы инфраструктурные. Многие из них заявлены в рамках территории опережающего развития "Камчатка". Сейчас на одной из площадок ТОРа завершается строительство современного здания морского вокзала. Он рассчитан на одновременное обслуживание 200 человек. В одном из блоков вокзала разместится пассажирский терминал. Во втором будет расположен пункт пропуска через государственную границу РФ. Этот проект мы реализуем в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", общая стоимость строительных работ - более 530 млн рублей.
Морской порт, где строится современное здание морского вокзала, - это одна из крупных площадок ТОР "Камчатка". Здесь также планируется реконструировать причальные стенки, создать современную транспортно-логистическую базу, организовать дополнительные мощности для хранения. Если говорить о возможностях грузового терминала порта, то мы сможем увеличить грузооборот с 1 до 8 миллионов тонн в год.
Сейчас в крае завершается реконструкция аэродрома главного аэропорта Камчатки. На эти цели направлено почти 13 миллиардов рублей. Уже больше года назад все работы должны были быть завершены, однако генеральный подрядчик, ФГУП "Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России", до сих пор не может ввести в эксплуатацию ряд объектов комплекса. Несмотря на трудности с вводом в эксплуатацию комплекса, в следующем году мы намерены приступить к строительству нового современного здания аэровокзала. Проект здания нового терминала уже подготовлен, его реализация рассчитана на три года.
Вы рассчитываете, что новые объекты привлекут туристов?
Владимир Илюхин: Сейчас мы активно наращиваем туристическую инфраструктуру. Только за первое полугодие 2015 года турпоток на Камчатку вырос на 30 процентов. Если раньше основное количество гостей на полуостров прибывало с середины июля до середины сентября, то теперь - с июня до ноября. По нашим оценкам, в ближайшие 10 лет турпоток вырастет до 800 тысяч в год.